Обучающий курс “Психологическая работа с зависимостями”

Обучающий курс «Психологическая работа с зависимостями: консультирование, психотерапия, реабилитация»

 

Приглашаем вас на образовательный двухлетний курс «Психологическая работа с зависимостями: консультирование, психотерапия, реабилитация». Программа разработана для психологов (в т.ч. студентов-психологов), наркологов и психиатров, студентов обучающих психотерапевтических программ (при условии оконченного либо параллельного получения высшего образования в области социально-педагогических либо медицинских наук). На курсе вы ознакомитесь с теоретическими моделями рассмотрения зависимостей, видами зависимостей и системой их диагностики; стратегиями и моделями терапии зависимостей; мотивационной работой с зависимыми и созависимыми клиентами; индивидуальной и групповой психологической работой с зависимыми клиентами на различных этапах терапии; работой с созависимостью; работой с семейной системой; моделями реабилитации и работой специалиста в реабилитационном центре; комплексным подходом в работе с зависимостями, координацией работы специалистов различных областей (врачей, психологов, социальных работников и т.д.), социальным сопровождением.

Ведущий – Денис Старков, кандидат психолологических наук, сертифицированный психотерапевт (CTA-p-EATA), обучающий тренер и супервизор УИПА и УСП, мастер социальной работы

 

Начало следующего курса : Киев, осень 2022 г.

Детали и регистрация в Киеве у менеджера: +38-093-209-28-14 (Viber, Telegram, What`s Up), https://www.facebook.com/irina.zaiets (Ирина Заец)

 

Внимание!
Зачисление на обучение возможно только при выполнении всех шагов регистрации!
Если Вы заполнили форму, но не оплатили, или оплатили, но не выслали квитанцию, то участие невозможно.

 

 

Наполнение курса:

  • нейробиология химических и нехимических зависимостей;
  • виды зависимостей и системы их диагностики;
  • психологические модели зависимостей;
  • стратегии и модели терапии зависимостей (когнитивно-поведенческая психотерапия, гуманистически-экзистенциальная психотерапия, психодинамическая психотерапия);
  • интегративный подход в терапии зависимостей;
  • основы консультативной работы в применении к зависимым клиентам;
  • мотивационная работа с зависимыми и созависимыми клиентами;
  • принципы и техники индивидуальной и групповой работы с зависимыми клиентами на различных этапах терапии;
  • работа по профилактике рецидива;
  • особенности работы с патологическим гэмблингом;
  • особенности работы с нервной анорексией/булимией;
  • особенности работы с сексуальными зависимостями;
  • работа с созависимыми клиентами;
  • основы семейной терапии при зависимых расстройствах;
  • основы работы с детскими и подростковыми наркоманиями;
  • модели реабилитации и работа специалиста в реабилитационном центре;
  • основные принципы и техники психодраммы, арт-терапии, гипнотерапии и телесноориентированной терапии при работе с зависимостями;
  • комплексный подход в работе с зависимостями, координация работы специалистов различных областей (врачей, психологов, социальных работников и т.д.), социальное сопровождение;
  • роль психиатрии в терапии зависимостей, представления о коморбидности зависимостей и психических расстройств;
  • практические навыки работы с депрессивными, тревожными расстройствами и ПТСР в синдроме зависимостей;
  • работа с «малыми зависимостями», основы работы с расстройствами пищевого поведения, любовными и сексуальными расстройствами, компульсивным поведением, другими нехимическими зависимостями;
  • этические и философские проблемы работы с зависимостями.

Структура и форма курса:

16 двухдневных модулей (всего 256 часов).

Модули с 1 по 3 открытые, модули с 4 по 16 закрытые.

 

Условия зачисления на обучающую программу:

Психологи, наркологи и психиатры, либо студенты соответствующих специальностей. Предъявление диплома либо документа, свидетельствующего об обучении в ВУЗе по соответствующей специальности для зачисления на курс обязательно.

 

Программа курса:

1й модуль: Основные понятия о зависимости. Нейробиология. Диагностика.

Модели болезни, самолечения и выбора. Био-психо-социальная модель зависимости. Биологические основы зависимости. Модель дисфункции системы вознаграждения, модель дисфункции системы регуляции стресса, модель дисфункции коры, нейроимуннологическая модель, генетическая и эпигенетическая модель. Виды зависимостей. Симптомы и синдромы зависимости, развитие. Диагностика. МКБ-10/11. ДСМ-5.

 

2й модуль: Психология и социология зависимостей

Патопсихология зависимости: особенности психики и личности аддиктов (особенности когнитивной сферы, эмоциональной сферы, сфера потребностей, ценностная, смысловая, мотивационно-волевая, антиципационная, поведенческая, коммуникативная сферы). Психопатология зависимости (аддиктивное расщепление, аддиктивная алекситимия, зависимое мышление, крейвинг, гиперкатифея). Социальная составляющая зависимости. Интегративные психологические модели зависимостей: PRIME-модель (West), модель конструктивной нарциссической регуляции (Фильц и др.), «3+2»-векторная модель (Старков). Интегративная личностно-ориентированная развивающая (ИЛОР) модель психотерапии зависимостей. Системная био-психо-социальная диагностика. Диагностические системы “Уровень реабилитационного потенциала” и “Индекс тяжести зависимости”. Первичное интервью.

 

3й модуль. Основы психологического консультирования. Первичное консультирование родственников зависимых.

Различие психологического консультирования и психотерапии. Этические основы психологической работы. Эмпатия и рефлексия. Техники активного слушания (отражения, вопросы, резюмирование) и особенности его применения к зависимым и созависимым клиентам. Другие техники психологического консультирования (предоставление информации, директивы, конфронтация). Понятие созависимого поведения и его основные психологические модели. Основы консультирования «созависимых» клиентов. Кризисная интервенция. Первичное консультирование пары с аддиктивным поведением.

 

4й модуль: Мотивационное консультирование зависимых клиентов

Особенности мотивации зависимых клиентов к терапии. Особенности мотивационного консультирования зависимых. Модели анозогнозии (клинико-биологические, патопсихологические, клинико-психологические, социально-ннформационные). Модели мотивации к лечению (модель позитивных изменений, структурная модель мотивации). Мотивационная готовность. Мотивационные подходы (КПТ-подход, гуманистический подход и др.). Методика EPOS (The Elaboration of Positive Perspectives), методика GAS (Goal-Attainment Scaling), методика коротких интервенций. Модель мотивационного интервьюирования. Модель SMC (Systematic Motivational Counseling). Комплексная модель мотивационной работы. Проблемы мотивационной работы в системе реабилитационного центра.

 

5й модуль: Первый этап психотерапии зависимых клиентов

Общие принципы первого этапа психотерапии. Модель энактивизма и особенности системно подхода. Особенности индивидуальной работы и групповой работы на первом этапе. Контрпереносы и особенности реакций психолога. Заключение контрактов. Дневник самоанализа 1-й уровень. Мотивационно-аналитические задания. Ресурсные техники. Тренинг коммуникации. Коучинговый подход в работе с зависимыми. Обзор основных комплексных консультативных программ “выздоровления” от зависимости: 12 Шагов, SMART, 7 Навыков.

 

6й модуль: Второй этап психотерапии зависимых клиентов. Когнитивно-поведенческая терапия.

Общие принципы второго этапа психотерапии. Модели зависимости в когнитивно-поведенческой парадигме. Основы когнитивно-поведенческого подхода к терапии зависимостей. Различия работы в КПТ первой (бихевиоризм), второй волны («классическое» КПТ) и третей волны (диалектически-поведенческой терапии и терапии принятия и ответственности). Майнфулнесс. Психокоррекционные технологии (классическая десенсебилизация и экспозиционная терапия, ДПДГ, дисоциативные техники, рефрейминг, рациональные техники, катарсические техники, метафорические и суггестивные, техники НЛП и т.д.). Комплексный подход к работе с тревожными и депрессивным расстройствами. Основные понятия о тревожных и депрессивных расстройствах. ПТСР. Роль депрессивных и тревожных расстройств в синдроме зависимости. Практические навыки КПТ тревоги и депрессии. Интегративный подход в работе с тревогой и депрессией. Дневник самоанализа 2-й уровень. Работа с «малыми зависимостями» (курение, компульсивное переедание и др.). Проблемы работы с компьютерной и гаджетовой зависимостью.

 

7й модуль: Профилактика рецидива

Основные механизмы рецидива: крейвинг, постабстинентный синром, развитие стресса, сознательное употребление и недостаток мотивации. Механизмы крейвинга. Эйфорическое, депрессивное, скрытое влечение к употреблению. Техники работы с крейвингом. Работа с триггерами, когнитивными, аффективными, мотивационными, соматическими, поведенческими компонентами крейвинга. Профилактика срыва. Инвентаризация опыта зависимости. Работа с нарративом зависимости.

 

8й модуль: Проблемы психиатрии и коморбидностей в работе с зависимостями

Симптомы и синдромы. Нозологические единицы большой психиатрии (шизофрения, шизоафективные расстройства, БАР, монобредовые идеи, эпилепсия, органика). Понятие коморбидности. Коморбидность аддиктивных расстройств. Квазигретеровская шизофрения. Психиатрические проблемы употребления современных наркотиков. Сотрудничество психиатра и психолога. Медицинские модели терапии, методы и мишени фармакотерапия. Особенности консультирования коморбидных клиентов.

 

9й модуль: Работа реабилитационного центра. Основы групповой работы.

Основные понятия групповой терапии. Понятие групповой динамики. Модальности групповой терапии (КПТ, гуманистическая, аналитическая). Интеграция моделей для работы с зависимостями. Технологии группового тренинга. Терапевтическое сообщество, различия терапевтического сообщества и терапевтической группы. Терапевтические модели построенные на терапевтическом сообществе: стационарный реабилитационный центр, амбулаторные программы, комплексное социальное сопровождение, группы взаимопомощи. Модели реабилитационных центров. Нормативно-правовое регулирование и их функционирование в системах различных служб. Механизмы помощи реабилитационного центра. Проблемы принудительного лечения. Формы работы и структуры реабилитационных центров. Программ центров: религиозные, модель Минессота, психотерапевтические модели. Штатное расписание и функции персонала (роли психиатра, нарколога, психотерапевта, психолога, консультанта по зависимостям, социального педагога, специалиста по социальной работе, социального работника, администратора, технического персонала). Сроки и этапы реабилитации. Внутренняя документация. Активности реабилитации. Правила и рамки центра. Постреабилитационное сопровождение. Социальное сопровождение и голандская модель. Работа сообществ взаимопомощи, механизмы влияния. Анонимные сообщества (АА, АН, Ал-Анон, Ал-Атин, ВДА и др.). Другие сообщества взаимопомощи (SMART-recovery, Good Templars). Рекомендации к организации групп взаимопомощи. ИЛОР-модель как основа программы реабилитации.

 

10й модуль: Психотерапия зависимостей после года ремиссии. Гуманистически-экзистенциальная терапия. Терапия гэмблинга.

Основы гуманистически-экзистенциального подхода. Модели зависимости в гуманистически-экзистенциальной парадигме (гешальт, клиент-центрированная, экзистенциальная модели, транзактный анализ). Общие принципы построения техник в гуманистистической модальности. Психотерапевтические экспрессивные техники. Основы психотерапии проблемного гэмблинга.

 

11й модуль: Техники психодрамы

Основные теории психодрамы (модель «теле», ролевая модель, модель ментализации). Основы психодраматической работы. Базовые техники психодрамы (построение сцены, дублирование, ролевая игра, обмен ролями, смена ролей, зеркало). Техники психодрамы при работе с зависимостями. Монодрама. Техники «горячего стула». Работа с «аддиктивным расщеплением» с помощью монодраматических техник.

 

12й модуль: Арт-терапия и техники визуализации.

Основные понятия арт-терапии. Виды арт-терапии (изотерапия, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), музыкотерапия, драматерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, песочная терапия, глинотерапия, фильмотерапия). Обзор техник арт-терапии для работы с зависимостями. Общие понятия об изотерапии. Изотерапия в работе с зависимостями: диагностические техники, стабилизирующие техники, психокорреционные и психотерапевтические техники. Понятие метафоры и ее применение в психотерапии. Основные понятия гипнотерапии и суггестии. Директивный и недирективный гипноз. Трансовые состояния. Эриксоновский гипноз. Техники гипнотерапии при зависимостях. Обзор техник «кодирования».

 

13й модуль. Гипнотерапия и техники визуализации, телесноориентированная психотерапия

Основные понятия телесноориентированной терапии и ее модели. Применение телесноориентированной терапии зависимостей.

 

14й модуль: Семейная терапия и работа с подростковыми наркоманиями.

Теоретические основы взаимосвязи семейной системы и зависимости. Основы семейной терапии. Виды семейной терапии. Применение циркулярного интервью в семьях с проблемами зависимости. Интеграция видов семейной терапии для работы с зависимостями. Принципы и этапы семейной терапии при работе с зависимостями. Особенности детских и подростковых наркоманий. Основы терапии детских и подростковых наркоманий. Основы профилактической работы.

 

15й модуль: Основы психоаналитической работы. Работа с анорексией/булимией и сексуальными перверсиями.

Основные понятия психодинамического подхода. Основные школы ПДТ и рассмотрение зависимости в них (классический психоанализ, теория объектных отношений, Селф-психология, Эго-психология). Основные понятия аналитической психологии. Принципы работы экспрессивной психотерапии с пограничной личностной организацией и ее отличия от классического анализа. Терапия, основанная на ментализации. Терапия фокусированная на переносе. Интеграция различных подходов ПДТ для работы с зависимыми клиентами. Психодинамическая психотерапия нервной анорексии/булимии. Психодинаическая психотерапия сексуальных перверсий.

 

16й модуль: Этические и философские проблемы работы с зависимостями

Взаимосвязь психотерапии и философии. Философские основы психотерапии. Основные философские понятия, важные для психотерапии (онтология, материализм, спиритуализм, идеализм, структурализм, функционализм, экзистенциализм, гносеология, позитивизм, герменевтика, феноменологизм, конструктивизм, мистицизм, этика, традиционализм, модернизм, постмодернизм). Диалектический метатеоретический подход. Метафизика зависимости. Понятие и проблемы этики в работе психолога. Важность этики для практической работы. Этические проблемы при работе с зависимостями. Этический кодекс.

 

 

Ведущий:

Денис Старков – кандидат психологических наук; сертифицированный психотерапевт европейского реестра в направлении Транзактный Анализ (CTA-p-EATA); обучающий тренер и супервизор в направлении психотерапии зависимостей УИПА, УСП; мастер социальной работы; президент УИПА, экс-модератор дивизиона “Аддиктологя” НПА Украины, младший научный сотрудник Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины.

Перональный сайт: http://www.starkov.kiev.ua/

 

 

По окончании курса выдается сертификат Украинского иснтитута практической аддиктологии, подтверждающий участие в программе.

 

По окончании курса участники также могут сертифицироваться на квалификационное звание “консультант-аддиктолог” (сертфикат Украинского института практической аддиктологии). Дополнительные требования к получению звания:  25 часов психиатрической пропедевтики, 50 часов личной психотерапии, 50 часов супервизии по работе с зависимостями, 100 часов прохождения практики в наркологическом, реабилитационном центре (либо альтернативном учреждении по работе с зависимыми клиентами), написание экзаменационной работы и сдача практического зачета.

Послу получения звания специалист будет добавлен в реестр консультантов-аддиктологов УИПА uipa.com.ua/specialists/

Пример сертификата:

 

сертификат консультанта-аддиктолога УИПА

 

Место проведения: г. Киев

 

 

 

Выпуск 2020 года

 

 

 


Курсы


Семинары