Обучающий курс “Психологическая работа с зависимостями”

Обучающий курс «Психологическая работа с зависимостями: консультирование, психотерапия, реабилитация»

 

Приглашаем вас на образовательный двухлетний курс «Психологическая работа с зависимостями: консультирование, психотерапия, реабилитация». Программа разработана для психологов (в т.ч. студентов-психологов 4-го и старше курса), наркологов и психиатров, социальных работников и социальных педагогов, студентов обучающих психотерапевтических программ любого направления третьего и выше года обучения (при условии оконченного либо параллельного получения высшего образования в области социально-педагогических либо медицинских наук). На курсе вы ознакомитесь с теоретическими моделями рассмотрения зависимостей, видами зависимостей и системой их диагностики; стратегиями и моделями терапии зависимостей; мотивационной работой с зависимыми и созависимыми клиентами; индивидуальной и групповой психологической работой с зависимыми клиентами на различных этапах терапии; работой с созависимостью; работой с семейной системой; моделями реабилитации и работой специалиста в реабилитационном центре; комплексным подходом в работе с зависимостями, координацией работы специалистов различных областей (врачей, психологов, социальных работников и т.д.), социальным сопровождением.

Ведущий – Денис Старков, практический психолог, обучающий тренер и супервизор УИПА, UNRATA

 

Начало следующего курса : Киев, октябрь 2020 г.

Детали и регистрация в Киеве у менеджера: +38 (093) 209-28-14 (Viber, Telegram, What`s Up), https://www.facebook.com/irina.zaiets (Ирина Заец)

 

Минск, 19- 20.10.2019. Менеджер в Минске Антон Степанов https://www.facebook.com/anton.stepanov.31  +37 (529)114-21-69 (Viber)
Подробности о курсе в Минске в фейсбуке https://www.facebook.com/events/686994965094211/

 

Наполнение курса:

  • теоретические модели рассмотрения зависимостей, виды зависимостей и системы их диагностики;
  • стратегии и модели терапии зависимостей;
  • мотивационная работа с зависимыми и созависимыми клиентами;
  • индивидуальная и групповая психологическая работа с зависимыми клиентами на различных этапах терапии (принципы и практические техники);
  • работа с созависимостью;
  • работа с семейной системой;
  • модели реабилитации и работа специалиста в реабилитационном центре;
  • комплексный подход в работе с зависимостями, координация работы специалистов различных областей (врачей, психологов, социальных работников и т.д.), социальное сопровождение.
  • методы арт-терапии, гипнотерапии, психодраммы, психологического тренинга.
  • психиатрическая и наркологическая пропедевтика.
  • комплексная работа с тревожными и депрессивным расстройствами;
  • этические и философские проблемы при работе с зависимостями.

Структура и форма курса:

16 двухдневных модулей (всего 256 часов).

Модули с 1 по 3 открытые, модули с 4 по 16 закрытые.

 

Условия зачисления на обучающую программу:

Психологи (с высшим образованием) либо студенты-психологи 4-го и старше курса, наркологи и психиатры либо студенты соответствующих специальностей 4-го и старше курса, социальные работники и социальные педагоги (с полным высшим образованием) с условием параллельного образования в психотерапевтической обучающей программе любого направления, студенты обучающих психотерапевтических программ любого направления третьего и выше года обучения (при условии оконченного либо параллельного получения высшего образования в области социально-педагогических либо медицинских наук), консультанты по химическим зависимостям (с опытом работы более 2-х лет).

 

Программа курса:

Первый год обучения

1-й модуль: Основные понятия о зависимости. Диагностика
Модели болезни, самолечения и экономии выбора. Био-психо-социальная модель зависимости. Биологические основы зависимости. Биологические модели зависимостей (модель дисфункции работы коры, нейромедиаторная модель, нейробиологические модели, аллостатическая модель, нейроимуннологическая модель, генетическая и эпигенетическая модель). Виды зависимостей. Симптомы и синдромы зависимости, развитие. Особенности личности зависимых (когнитивная сфера, эмоциональная, сфера потребностей, ценностная, смысловая, мотивационно-волевая, антиципационная, поведенческая, коммуникативная), общие характеристики личности зависимых. Социальная составляющая зависимости. Диагностика. Первичное интервью. МКБ-10. ДСМ-5. Уровень реабилитационного потенциала. Системная био-психо-социальная диагностика.

2-й модуль: Комплексный подход к терапии зависимостей
Комплексный подход. Биологические модели терапии. Методы и мишени фармакотерапия. Обзор программ терапии зависимости: КПТ, 12 Шагов, 7 Навыков, метод Мюррей.

3-й модуль: Мотивационное консультирование зависимых клиентов
Основы консультационной работы. Техники активного слушания. Особенности мотивации зависимых клиентов к терапии. Особенности мотивационного консультирования зависимых. Модели анозогнозии (психоорганический синдром, аддиктивные изменения личности, психологические защиты, отрицание для других, мифы и низкая информированность). Модели мотивации к лечению (модель позитивных изменений, структурная модель мотивации). Мотивационные подходы (информационный мотивационный подход, конфронтационный подход, эмпатический подход). Методика EPOS (The Elaboration of Positive Perspectives), методика GAS (Goal-Attainment Scaling), методика коротких интервенций. Модель мотивационного интервьюирования. Модель SMC (Systematic Motivational Counseling). Комплексная модель мотивационной работы.

4-й модуль: Психологическое консультирование созависимых клиентов
Понятие созависимости. Модели созвисимого поведения (болезни, аддикции, расстройства привязанности, тревожно-стрессового расстройства). Механизмы созависимого поведения. Комплексная модель психотерапии клиентов с созависимым поведением. Этапы работы с созависимостью. Кризисная интервенция. Мотивационная работа. Психокоррекционные техники.

5-й модуль: Первый этап психотерапии зависимых клиентов
Общие принципы первого этапа психотерапии. Особенности индивидуальной работы и групповой работы. Контрпереносы и особенности реакций психолога. Заключение контрактов. Дневник самоанализа 1-го уровня. Мотивационно-аналитические задания. Ресурсные техники. Тренинг коммуникации. Особенности работы с гемблингом.

6-й модуль: Профилактика рецидива
Механизмы патологического влечения к употреблению (ПВУ). Эйфорическое, депрессивное, скрытое ПВУ. Техники работы с ПВУ. Работа с триггерами, когнитивными, аффективными, мотивационными, соматическими, поведенческими компонентами ПВУ. Профилактика срыва.

7-й модуль: Второй этап психотерапии зависимых клиентов
Общие принципы второго этапа психотерапии. Инвентаризация опыта зависимости. Работа с нарративом зависимости. Дневник самоанализа 2-го уровня. Психокоррекционные техники.

8-й модуль: Третий этап психотерапии зависимых клиентов
Общие принципы третьего этапа психотерапии. Дневник самоанализа 3-го уровня. Работа с нарративом жизни. Работа с травмами самооценки. Психотерапевтические техники.

Второй год обучения

9-й модуль: Основные понятия и принципы психотерапии зависимостей в различных модальностях
Основные понятия психотерапии. Модальности психотерапии. Универсальные принципы психотерапии. Особенности психотерапии зависимостей. Модели зависимости в когнитивно-поведенческой парадигме (бихевиоральная модель, когнитивная, социальное научение, обобщенная модель). Модели зависимости в гуманистически-экзистенциальной парадигме (гешальт, клиент-центрированная терапия, экзистенциальная терапия). Модели зависимости в динамической парадигме (классический психоанализ, эго-психология, селф-психология, объектные отношения, аналитическая психология, транзактный анализ). Проблемы интеграции подходов. Транстеоретические факторы зависимости. ИЛОР-модель.

10-й модуль: Психиатрическая и наркологическая пропедевтика зависимостей (привлеченный специалист)
Симптомы и синдромы. Нозологические единицы большой психиатрии (шизофрения, шизоафективные расстройства, БАР, монобредовые идеи, эпилепсия, органические психические расстройства). Понятие коморбидности. Коморбидность аддиктивных расстройств. Квазигретеровская шизофрения. Психиатрические проблемы употребления современных наркотиков. Сотрудничество психиатра и психолога.

11-й модуль: Групповая терапия, техники психодрамы и психологического тренинга
Основные понятия групповой терапии. Динамика группы. Модальности групповой терапии (КПТ, гуманистическая, аналитическая). Интеграция моделей для работы с зависимостями. Технологии группового тренинга. Техники психодрамы при работе с зависимостями.
12-й модуль: Работа реабилитационного центра
Модели реабилитационных программ. Нормативно-правовое регулирование и их функционирование в системах различных служб. Механизмы помощи реабилитационного центра. Проблемы принудительного лечения. Формы работы и структуры реабилитационных центров. Программы центров: религиозные, модель Минессота, психотерапевтические модели. Штатное расписание и функции персонала (роли психиатра, нарколога, психотерапевта, психолога, консультанта по зависимостям, социального педагога, специалиста по социальной работе, социального работника, администратора, технического персонала). Сроки и этапы реабилитации. Внутренняя документация. Активности реабилитации. Правила и рамки центра. Постреабилитационное сопровождение. Социальное сопровождение и голландская модель. Работа сообществ взаимопомощи, механизмы влияния. Анонимные сообщества (АА, АН, Ал-Анон, Ал-Атин, ВДА и др.). Другие сообщества взаимопомощи (SMART-recovery, Good Templars). Рекомендации к организации групп взаимопомощи.

13-й модуль: Арт-терапия, гипнотерапия и техники визуализации
Основные понятия арт-терапии. Техники арт-терапии для работы с зависимостями. Основные понятия гипнотерапии. Гипнотерапия зависимостей. Общие принципы построения техник в различных модальностях. Кратко о телесноориентированной терапии зависимостей.

14-й модуль: Семейная терапия
Теоретические основы взаимосвязи семейной системы и зависимости. Основы семейной терапии. Виды семейной терапии. Применение циркулярного интервью в семьях с проблемами зависимости. Интеграция видов семейной терапии для работы с зависимостями. Принципы и этапы семейной терапии при работе с зависимостями. Особенности детских и подростковых наркоманий. Основы терапии детских и подростковых наркоманий. Основы профилактической работы.

15-й модуль: Комплексная работа с депрессией и тревогой
Основные понятия о тревожных и депрессивных расстройствах. ПТСР. Роль депрессивных и тревожных расстройств в синдроме зависимости. Практические навыки работы с тревогой и депрессией в различных модальностях психотерапии. Интегративный подход в работе с тревогой и депрессией. Работа с «малыми зависимостями» (курение, компульсивное переедание и др.). Основные принципы работы с расстройствами пищевого поведения, любовными и сексуальными расстройствами. Проблемы работы с компьютерной зависимостью.

16-й модуль: Этические и философские проблемы работы с зависимостями
Взаимосвязь психотерапии и философии. Философские основы психотерапии. Метафизика зависимости. Понятие и проблемы этики в работе психолога. Важность этики для практической работы. Этические проблемы при работе с зависимостями. Этический кодекс.

 

 

Ведущий:

Денис Старков – практический психолог, обучающий тренер и супервизор УИПА, UNRATA, мастер социальной работы, младший научный сотрудник Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины, консультант по зависимостям, автор Интегративной личностно-ориентированной развивающей модели психотерапии зависимостей, член УАТА, ЕАТА и УСП, опыт работы в области консультирования, психотерапии и реабилитации зависимых клиентов с 2009 года.

 

Работы Дениса Старкова:

Научные работы http://www.starkov.kiev.ua/materialy-dlya-professionalov.html

Популярный видеокурс  «Лекции по химической зависимости» http://www.sensecenter.com.ua/videostarkov

Популярные статьи http://www.sensecenter.com.ua/poppaper

 

Курс супервизирован и рецензирован:

Супервизор курса в области психотерапии и ТА: Анна Головань (сертифицированный психотерапевт и супервизор в направлении транзактного анализа PTSTA-P-ЕАТА, врач-психолог).

Супервизор курса в области консультирования и реабилитации зависимых клиентов: Владимир Иванов (медицинский психолог, руководитель центра социально-психологической реабилитации алкозависимых «Сенс», опыт работы с зависимостями 15 лет).

Научный рецензент курса: Наталья Юрьевна Максимова (профессор факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, доктор психологических наук).

По окончании курса выдается сертификат Украинского иснтитута практической аддиктологии, подтверждающий участие в программе.

 

Место проведения: г. Киев, м. Левобережная, ул. Раисы Окипной 1, Центр развития личности “Альтернатива”

 

Стоимость:

на 2020 г. уточняется

 


Курсы


Семинары