Обучающий курс “Психологическая работа с зависимостями”

Обучающий курс «Психологическая работа с зависимостями: консультирование, психотерапия, реабилитация»

 

Приглашаем вас на образовательный двухлетний курс «Психологическая работа с зависимостями: консультирование, психотерапия, реабилитация». Программа разработана для психологов (в т.ч. студентов-психологов 4-го и старше курса), наркологов и психиатров, социальных работников и социальных педагогов, студентов обучающих психотерапевтических программ любого направления третьего и выше года обучения (при условии оконченного либо параллельного получения высшего образования в области социально-педагогических либо медицинских наук). На курсе вы ознакомитесь с теоретическими моделями рассмотрения зависимостей, видами зависимостей и системой их диагностики; стратегиями и моделями терапии зависимостей; мотивационной работой с зависимыми и созависимыми клиентами; индивидуальной и групповой психологической работой с зависимыми клиентами на различных этапах терапии; работой с созависимостью; работой с семейной системой; моделями реабилитации и работой специалиста в реабилитационном центре; комплексным подходом в работе с зависимостями, координацией работы специалистов различных областей (врачей, психологов, социальных работников и т.д.), социальным сопровождением.

Ведущий – Денис Старков, практический психолог, обучающий тренер и супервизор УИПА, УСП, UNRATA

 

Начало следующего курса : Киев, октябрь 2020 г.

Детали и регистрация в Киеве у менеджера: +38 (093) 209-28-14 (Viber, Telegram, What`s Up), https://www.facebook.com/irina.zaiets (Ирина Заец)

 

 

Наполнение курса:

  • модели рассмотрения зависимостей, виды зависимостей и системы их диагностики;
  • стратегии и модели терапии зависимостей (КПТ, гуманистическая и психодинамическая парадигмы);
  • интегративный подход в терапии зависимостей;
  • мотивационная работа с зависимыми и созависимыми клиентами;
  • принципы и техники индивидуальной и групповой работы с зависимыми клиентами на различных этапах терапии;
  • профилактика рецидива;
  • особенности работы с гэмблингом;
  • работа с созависимостью;
  • основы семейной терапии при зависимых расстройствах;
  • основы работы с детскими и подростковыми наркоманиями;
  • модели реабилитации и работа специалиста в реабилитационном центре;
  • основные принципы и техники психодраммы, арт-терапии, гипнотерапии и телесноориентированной терапии при работе с зависимостями;
  • комплексный подход в работе с зависимостями, координация работы специалистов различных областей (врачей, психологов, социальных работников и т.д.), социальное сопровождение.
  • роль психиатрии в терапии зависимостей, представления о коморбидности зависимостей и психических расстройств;
  • практические навыки работы с депрессивными, тревожными расстройствами и ПТСР в синдроме зависимостей;
  • работа с «малыми зависимостями», основы работы с расстройствами пищевого поведения, любовными и сексуальными расстройствами, компульсивным поведением, другими нехимическими зависимостями;
  • этические и философские проблемы работы с зависимостями.

Структура и форма курса:

16 двухдневных модулей (всего 256 часов).

Модули с 1 по 3 открытые, модули с 4 по 16 закрытые.

 

Условия зачисления на обучающую программу:

Психологи, наркологи и психиатры, либо студенты соответствующих специальностей, социальные работники и социальные педагоги (с полным высшим образованием) с условием параллельного образования в психотерапевтической обучающей программе любого направления. Предъявление диплома либо документа, свидетельствующего об обучении в ВУЗе по соответствующей специальности для зачисления на курс обязательно.

 

Программа курса:

1й модуль: Основные понятия о зависимости. Диагностика.

Модели болезни, самолечения и экономии выбора. Био-психо-социальная модель зависимости. Биологические основы зависимости. Биологические модели зависимостей (модель дисфункции работы коры, нейромедиаторная модель, нейробиологические модели, алостатическая модель, нейроимуннологическая модель, генетическая и эпигенетическая модель). Виды зависимостей. Симптомы и синдромы зависимости, развитие. Особенности личности зависимых (когнитивная сфера, эмоциональная, сфера потребностей, ценностная, смысловая, мотивационно-волевая, антиципационная, поведенческая, коммуникативная), общие характеристики личности зависимых. Социальная составляющая зависимости. Диагностика. Первичное интервью. МКБ-10. ДСМ-5. Уровень реабилитационного потенциала. Системная био-психо-социальная диагностика.

 

2й модуль: Комплексный подход к психотерапии зависимостей

Уровни психологической работы: психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия. Обзор основных комплексных консультативных программ “выздоровления” от зависимости: 12 Шагов, SMART, 7 Навыков. Основные понятия о психокоррекции и психокоррекционный подход к психотерапии зависимостей (на примене НЛП). Основные понятия о психотерапии, универсальные (мультимодальные) принципы психотерапии. Основные модальности психотерапии. Особенности психотерапии зависимостей. Психотерапевтический подход на примере транзактного анализа. Проблемы интеграции подходов. Транстеоретические факторы зависимости. Авторская интегративная личностно-ориентированная развивающая (ИЛОР) модель психотерапии зависимостей.

 

3й модуль: Мотивационное консультирование зависимых клиентов

Основы консультационной работы. Техники активного слушания. Особенности мотивации зависимых клиентов к терапии. Особенности мотивационного консультирования зависимых. Модели анозогнозии (психоорганический синдром, аддиктивные изменения личности, психологические защиты, отрицание для других, мифы и низкая информированность). Модели мотивации к лечению (модель позитивных изменений, структурная модель мотивации). Мотивационные подходы (информационный мотивационный подход, конфронтационный подход, эмпатический подход). Методика EPOS (The Elaboration of Positive Perspectives), методика GAS (Goal-Attainment Scaling), методика коротких интервенций. Модель мотивационного интервьюирования. Модель SMC (Systematic Motivational Counseling). Комплексная модель мотивационной работы.

 

4й модуль: Психологическое консультирование созависимых клиентов

Понятие созависимости. Модели созвисимого поведения (болезни, аддикции, расстройства привязанности, тревожно-стрессового расстройства). Механизмы созависимого поведения. Комплексная модель психотерапии клиентов с созависимым поведением. Этапы работы с созависимостью. Кризисная интервенция. Мотивационная работа. Психокоррекционные техники. Основы работы с детскими и подростковыми наркоманиями

 

5й модуль: Первый этап психотерапии зависимых клиентов

Общие принципы первого этапа психотерапии. Особенности индивидуальной работы и групповой работы. Контрпереносы и особенности реакций психолога. Заключение контрактов. Дневник самоанализа 1-й уровень. Мотивационно-аналитические задания. Ресурсные техники. Тренинг коммуникации. Особенности работы с гэмблингом.

 

6й модуль: Профилактика рецидива

Основные механизмы рецидива: депрессивно-эйфорическое влечение к употреблению, компульсивное влечение, постабстинентный синром, процес срыва. Механизмы патологического влечения к употреблению (ПВУ). Нейробиология крэйвинга. Эйфорическое, депрессивное, скрытое ПВУ. Техники работы с ПВУ. Работа с триггерами, когнитивными, аффективными, мотивационными, соматическими, поведенческими компонентами ПВУ. Профилактика срыва. Инвентаризация опыта зависимости. Работа с нарративом зависимости.

 

7й модуль: Второй этап психотерапии зависимых клиентов. Основы психокорреционной работы с тревогой и депрессией

Общие принципы второго этапа психотерапии. Модели зависимости в когнитивно-поведенческой парадигме (бихевиоральная модель, когнитивная модель, социальное научение). Психокоррекционные технологии (десенсебилизация, дисоциативные техники, рефрейминг, рациональные техники, катарсические техники, метафорические и суггестивные и т.д.). Комплексный подход к работе с тревожными и депрессивным расстройствами. Дневник самоанализа 2-й уровень. Основные понятия о тревожных и депрессивных расстройствах. ПТСР. Роль депрессивных и тревожных расстройств в синдроме зависимости. Практические навыки работы с тревогой и депрессией в различных модальностях психотерапии. Интегративный подход в работе с тревогой и депрессией. Работа с «малыми зависимостями» (курение, компульсивное переедание и др.). Основные принципы работы с расстройствами пищевого поведения, любовными и сексуальными расстройствами. Проблемы работы с компьютерной зависимостью.

 

8й модуль: Работа реабилитационного центра. Основы групповой работы.

Модели реабилитационных. Нормативно-правовое регулирование и их функционирование в системах различных служб. Механизмы помощи реабилитационного центра. Проблемы принудительного лечения. Формы работы и структуры реабилитационных центров. Программ центров: религиозные, модель Минессота, психотерапевтические модели. Штатное расписание и функции персонала (роли психиатра, нарколога, психотерапевта, психолога, консультанта по зависимостям, социального педагога, специалиста по социальной работе, социального работника, администратора, технического персонала). Сроки и этапы реабилитации. Внутренняя документация. Активности реабилитации. Правила и рамки центра. Постреабилитационное сопровождение. Социальное сопровождение и голандская модель. Работа сообществ взаимопомощи, механизмы влияния. Анонимные сообщества (АА, АН, Ал-Анон, Ал-Атин, ВДА и др.). Другие сообщества взаимопомощи (SMART-recovery, Good Templars). Рекомендации к организации групп взаимопомощи. Основные понятия групповой терапии. Динамика группы. Модальности групповой терапии (КПТ, гуманистическая, аналитическая). Интеграция моделей для работы с зависимостями. Технологии группового тренинга.

 

9й модуль: Последующие этапы психотерапии зависимых клиентов

Общие принципы третьего этапа психотерапии. Основы гуманистически-экзистенцального подхода. Модели зависимости в гуманистически-экзистенциальной парадигме (гешальт, клиент-центрированная, экзистенциальная модели, транзактный анализ). Проблемы сочетания КП и ГЭ подходов, транзактный анализ и диалектическая поведенческая терапия как примеры интеграции. Общие принципы построения техник в различных модальностях. Экзистенциальное консультирование по вопросам отношений. Работа с нарративом жизни. Работа с травмами самооценки (в КПТ и гуманистическом подходе). Психотерапевтические экспрессивные техники.

 

10й модуль: Психиатрическая и наркологическая пропедевтика зависимостей (привлеченный специалист)

Симптомы и синдромы. Нозологические единицы большой психиатрии (шизофрения, шизоафективные расстройства, БАР, монобредовые идеи, эпилепсия, органика). Понятие коморбидности. Коморбидность аддиктивных расстройств. Квазигретеровская шизофрения. Психиатрические проблемы употребления современных наркотиков. Сотрудничество психиатра и психолога. Медицинские модели терапии, методы и мишени фармакотерапия.

 

11й модуль: Техники психодрамы

Основные теории психодрамы (теле, ролевая модель, ментализации). Основы психодраматической работы. Техники психодрамы при работе с зависимостями.

 

12й модуль: Арт-терапия

Основные понятия арт-терапии. Техники арт-терапии для работы с зависимостями.

 

13й модуль. Гипнотерапия и техники визуализации, телесноориентированная психотерапия

Основные понятия гипнотерапии. Гипнотерапия зависимостей. Основные понятия телесноориентированной терапии. Кратко о телесноориентированной терапии зависимостей.

 

14й модуль: Семейная терапия

Теоретические основы взаимосвязи семейной системы и зависимости. Основы семейной терапии. Виды семейной терапии. Применение циркулярного интервью в семьях с проблемами зависимости. Интеграция видов семейной терапии для работы с зависимостями. Принципы и этапы семейной терапии при работе с зависимостями. Особенности детских и подростковых наркоманий. Основы терапии детских и подростковых наркоманий. Основы профилактической работы.

 

15й модуль: Основы психоаналитической работы

Основные понятия психодинамического подхода. Основные школы ПДТ и рассмотрение зависимости в них (классический психоанализ, теория объектных отношений, Селф-психология, Эго-психология). Основные понятия аналитической психологии. Принципы работы экспрессивной психотерапии с пограничной личностной организацией и ее отличия от классического анализа. Терапия, основанная на ментализации. Терапия фокусированная на переносе. Интеграция различных подходов ПДТ для работы с зависимыми клиентами.

 

16й модуль: Этические и философские проблемы работы с зависимостями

Взаимосвязь психотерапии и философии. Философские основы психотерапии. Основные философские понятия, важные для психотерапии (онтология, материализм, спиритуализм, идеализм, структурализм, функционализм, экзистенциализм, гносеология, позитивизм, герменевтика, феноменологизм, конструктивизм, мистицизм, этика, традиционализм, модернизм, постмодернизм). Диалектический метатеоретический подход. Метафизика зависимости. Понятие и проблемы этики в работе психолога. Важность этики для практической работы. Этические проблемы при работе с зависимостями. Этический кодекс.

 

Ведущий:

Денис Старков – практический психолог; сертифицированный психотерапевт европейского реестра в направлении Транзактный Анализ (CTA-p-EATA); обучающий тренер и супервизор в направлении психотерапии зависимостей УИПА, УСП, UNRATA; мастер социальной работы; президент УИПА, модератор дивизиона “Аддиктологя” НПА Украины, младший научный сотрудник Института психологии им. Г.С. Костюка НАПН Украины; автор Интегративной личностно-ориентированной развивающей модели психотерапии зависимостей; член УСП, НПА, УСТА; опыт работы в области консультирования, психотерапии и реабилитации зависимых клиентов с 2009 года.

Перональный сайт: http://www.starkov.kiev.ua/

 

Работы Дениса Старкова:

Научные работы http://www.starkov.kiev.ua/materialy-dlya-professionalov.html

Популярный видеокурс  «Лекции по химической зависимости» http://www.sensecenter.com.ua/videostarkov

Популярные статьи http://www.sensecenter.com.ua/poppaper

 

 

По окончании курса выдается сертификат Украинского иснтитута практической аддиктологии, подтверждающий участие в программе.

 

По окончании курса участники также могут сертифицироваться на квалификационное звание “консультант-аддиктолог” (сертфикат Украинского института практической аддиктологии). Дополнительные требования к получению звания: 150 часов психиатрической пропедевтики, 50 часов личной психотерапии, 50 часов супервизии по работе с зависимостями, 100 часов прохождения практики в наркологическом, реабилитационном центре (либо альтернативном учреждении по работе с зависимыми клиентами), написание экзаменационной работы и сдача практического зачета.

 

Место проведения: г. Киев

 

Стоимость:

на 2020 г. уточняется

 


Курсы


Семинары