Лекция 3. Контролирующее поведение

Цель занятия — показать неэффективность контролирующего поведения и мотивировать участников терапии на отказ от него.

Для начала припомните свой опыт: как вы пытались сдерживать пьянство (или употребление наркотиков) зависимого члена  семьи? Отметьте те свои действия, которые приводили к желаемому результату, и те, которые оказались напрасными. Таким образом, вам самим, становится очевидным факт неэффективности контролирующего поведения.

Компульсивное желание контролировать других, одна характеристик созависимости

Созависимые жены, матери, сестры больных  зависимостью — это контролирующие близкие.

  • Они верят, что должны и в состоянии  контролировать других и вообще все.
  • Уверены, что лучше всех в семье знают, как должны развиваться события и как должны себя вести другие члены.
  • Думают, что могут  сдержать пьянство близкого.
  • Чем хаотичнее ситуация дома, тем больше усилий они прилагают по ее контролю.
  • Пытаются не позволять другим быть самими собой и протекать событиям естественным путем.
  • Контролируют восприятие другими ситуацию в их семье, им кажется, что окружающие видят их семью такой, какой они ее изображают.

Для контроля над другими созависимые используют разные средства — угрозы, уговоры, принуждение, советы, подчеркивая тем самым беспомощность окружающих («муж, сын, дочь без меня пропадет»).

Мы контролируем (преследуем) всегда, когда не даем другому человеку свободу выбора.

Контролирующее поведение — это не  плохое и не постыдное поведение, а сигнал стресса, сигнал того, что что-то идет не так, как хотелось.

Если мы контролируем,  значит, мы не можем получать от других то, что нам нужно, иным путем. Либо мы боимся потерять то, что имеем.

Что такое контролирующее поведение?

  • Это автоматическая, инстинктивная привычка («условный рефлекс») основанная на чувстве страха.
  • Это ложное верование в то, что удовлетворять свои желания и нужды — нехорошо, а других необходимо.
  • Это убеждение в том, что «если я не буду заботиться о других, то я не нужна».
  • Это завоевание — негативного внимания (конфликт).
  • Это отчуждение близких людей, что усиливает низкую самооценку.

Истоки контролирующего поведения,  как правило, лежат в родительской семье, где часто нарушались права ребенка. Семья ценила слабость, послушание, безынициативность и отбирала право на риск. Появившееся тогда чувство бессилия привело к необходимости контролировать  других. Ребенка учили: то, что ты хочешь делать, не совпадает с тем, что ты можешь делать. Сделаешь то, что хочешь — у тебя будут неприятности. Ребенок научился избегать неприятностей, т.е. научился делать то, что хотят другие. Отсюда полная  концентрация внимания на жизни других и вера в возможность управлять жизнью больного с зависимостью.

Потребность контролировать других базируется на том, что всем необходимы любовь, безопасность и ощущение своей силы (значимости).

  • Мы любим и пытаемся улучшить ситуацию, а нас отвергают. Результат —

преследование, усиление контроля: мы пытаемся указывать и управлять другими и  таким образом, получать от них признание, т.е. любовь.

  • Мы боимся потерять контроль для ухода от тревоги, для обретения безопасности.
  • И у нас есть подсознательное желание чувствовать себя более сильным, чем мы есть

на самом деле, мы боимся признать бессилие.

Необходимо предоставлять возможность событиям протекать  своим естественным путем.

 

Мы обманываем себя, когда думаем, что другие нуждаются в нашем контроле.

Это мы нуждаемся в таком поведении, чтобы чувствовать надежные взаимоотношения.

 

Как распознать приближение потребности контролировать других? Это:

  • напряжение (если я контролирую, я чувствую напряжение, мне нужно прилагать дополнительные силы. Если другие пытаются контролировать  меня, я испытываю желание сопротивляться, и раздражаюсь);
  • обвинение (“да, ты вечно…”, “да, ты никогда…”);
  • немедленность, безотлагательность (требовать, что-то сделать, чтобы что-то случилось, или чего то не случилось);
  • отказ чувствовать (уменьшение, отрицание, игнорирование чувств).

Негативные последствия контролирующего поведения:

  • мешает нам чувствовать;
  • мешает видеть реальность;
  • приводит к напряжению и конфликту во взаимоотношениях;
  • блокирует доверие; блокирует отдачу и получение любви.

Особенно наглядны негативные последствия контролирующего поведения, между контролирующими (строгими) родителями и взрослыми детьми или отчуждение в супружеских взаимоотношениях. Погребенными под контролем, могут быть, такие чувства, как страх, доверие, любовь, честность, обида, гордость, желание чего-нибудь, гнев.

             Чтобы прекратить контролирующее поведение, необходимо

  • пересмотреть собственные предположения в отношении  других, что они чувствуют,

что они хотят, что им надо. Надо искать удовлетворение собственным нуждам;

  • сфокусировать энергию и внимание на своем поведении, на своем выборе, на своих целях,

и спросить себя: “Как я себя чувствую? В чем я довольна собой, в чем недовольна?” .

  • доверять своим чувствам и восприятиям (то, что мы чувствуем, нормально; то, что

мы воспринимаем, так и есть);

  • наблюдать за инстинктом преследовать, каждый раз необходимо отмечать

альтернативы, — каковы последствия моего поведения.

Вывод: Контролирующее поведение не обеспечивает удовлетворение наших потребностей в безопасности, силе и любви. Следовательно, необходимо отказаться от контроля, пойти на доверие, укрепить веру в свои силы.

Осознанно прийти к  выводу — необходимо доверять жизни и тем, кого мы любим.

Прекращение контроля — ключ к более простой и радостной жизни.

 

Отличие принятия от контроля (преследования).

Принятие: Преследование или контроль:
Основано на уважении отличий другого че­ловека.

 

Предполагает неприкосновенность его целей, убеж­дений, прав и прочих особенностей.

 

Это возможность сохранить равенство и расширить взаимодействие.

Это поиск равенства. Такой чело­век ищет причины для согласия. Он находится в поиске правил, выгодных для обеих сторон.

 

Избегает критики других. Вместо это­го он критикует себя сам. Он счита­ет, что адекватно оценить другого человека вообще невозмож­но.

Основано на принятии самого себя. Осознание собствен­ных недостатков, ограничений и ошибок.

 

Позволяет человеку использовать свои силы и время для достижения собственной выгоды и собственных целей.

Это выбор невнимания и не уважения особенностей другого человека.

Направлено на оспаривание, принижение, искажение и устранение целей, прав и прочих особен­ностей другого человека.

Это возмож­ность приобрести иллюзию власти и правоты.

Это поиск власти. Это выбор роли судьи и исполнителя приговора. Причем законы та­кого суда сводятся к прихотям и иллюзиям самого преследова­теля.

Тратить силы и время на дру­гих — на критику и унижение другого человека.

 

Это презрение и осуждение недостатков другого его внутреннего мира, целей, потребностей и ограничений.

Это трата времени и сил на доказательства выгоды другим своих целей  и контроль достижения ими этих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Все лекции смотрите по ссылке: www.uipa.com.ua/ivanov_codependence/

Similar Articles

Лекция 6. Зави... Зависимость и реакция семьи Лишь немногие химически зависимые являются единственным действующим лицом разыгрывающейся драмы. Они, как герои шекспировской трагедии, влекут за собой всех действующих лиц на путь
Дневник самоа... Ведение дневника самоанализа 1-го уровня. Человек может реагировать на события двумя способами: 1.) Автоматический. У человека автоматически возникают оценочные мыслеобразы про ситуацию. Автоматически испытывает свои привычные эмоции
Савина Е.А. R... Эта серия книжек написана для тех, кто попал в зависимость от наркотиков или алкоголя: тех, кто заболел, и их близких. Серия состоит из четырех частей: Книга 1.
Ограничения, ... Потеря ситуационного контроля над употреблением. Биологические, психологические, социальные причины потери ситуационного контроля. Непрямые связи в аддикции. Важность ограничений в трезвости в первый период лечения алкоголизма, наркомании, игромании.
Книга Мендель... Научно-популярная противоалкогольная книга, предназначенная для школьников. Кроме вполне тривиальных физиологических и химических сведений в книге есть и нечто интересное – полная, подробная и достовреная статистика потребления алкоголя
Савина Е. А. R... Книга “Я люблю его…” директора реабилитационного центра “Зебра” Екатерины Савиной исследует проблемы со зависимости — психологического недуга, которым зачастую страдают близкие больных наркоманией. О главных правилах душевной
Профилактика ... Теоретико-практический семинар Профилактика срыва Киев, 24.05.2019 Тренер: Денис Старков, практический психолог, мастер социальной работы, обучающий тренер УИПА, UNRATA www.starkov.kiev.ua   Описание: Профилактика срыва является одним из важнейших
Богдан Т. Воро... Книга, которую Вы держите в руках, адресована в равной степени как тем, кто сталкивается с проблемой алкоголизма или других зависимостей среди своих близких, друзей или знакомых, так
Лекция 1. Соза... Как вы сами участвуете в зависимости или система пагубного поведения. Вы беседуете со своим супругом (или сыном, дочкой), и вот .что он (она) вам заявляет: «Я вполне
Скрытая завис... Теоретико-практический семинар Скрытая зависимость у социализированных клиентов Гомель, 16.05.2019 Ведущий семинара-лекции: Денис Старков (г. Киев), практический психолог, мастер социальной работы, президент Украинского института практической аддиктологии, автор и

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *