Книга ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ директора реабилитационного центра «Зебра» Екатерины Савиной раскрывает глубинные причины аддиктивного поведения людей: почему многие прибегают к наркотикам, алкоголю и т.п. Корнем подобных проблем часто становится внутренняя душевная пустота, неуверенность в себе и смысле своего существования, невозможность найти цель в жизни. Надеемся, что эта книга поможет ответить на вопросы, как, наконец, исцелиться, где и в ком найти опору, как обрести смысл собственной жизни и осознать внутренние проблемы своего «Я». Книга адресована клиническим психологам, социальным работникам, студентам профильных ВУЗов и тем, кто по тем или иным причинам столкнулся в жизни с заболеванием наркоманией.
ВВЕДЕНИЕ
Это вторая книга из серии, повествующей о зависимости от алкоголя и наркотиков — и о путях выздоровления от нее. Первая книга «Возвращение Кая» была подробным описанием зависимости как явления со всеми его аспектами: биологическим, психологическим, социальным и духовным. Немного было сказано и о семье алкоголика и наркомана. Но главная идея, которую мне хотелось донести до читателя — это факт, что выздоровление от зависимости существует, известны пути к нему, и человек, совершающий усилия в движении по этому пути, как правило, достигает успеха. Это мой жизненный опыт. В течение пятнадцати лет я занимаюсь психологическим консультированием наркоманов и алкоголиков, помогая им начать выздоравливать и укрепиться на этом пути. Это опыт сотен наших пациентов, и тысяч других, менее знакомых, но очевидно выздоравливающих наркоманов и алкоголиков, вернувшихся из ада зависимости к нормальной сложной, но такой счастливой на самом деле жизни. Первая книга была описанием зависимости, и потому была адресована всем, кто хочет разобраться в том, что это такое: сами наркоманы и алкоголики; их близкие, жизнью своей участвующие в зависимости родного человека; вообще все те, кто искренне хочет понять это явление. Эта книга имеет совсем другую цель: я хочу рассказать наркоманам и алкоголикам про путь выздоровления.
Конечно, нам придется вспомнить основные позиции в описании зависимости, в чем-то будут повторы, но без них нельзя: во-первых, надо сначала определиться, откуда мы идем, чтобы понять маршрут. Скажем, если вы собрались в Москву из Петербурга, это 7 — 8 часов на машине по хорошей трассе. Но если начало нашего пути — остров в Баренцевом море, боюсь, потребуется побольше времени, да и вертолет. Глупо будет плакать: «а мне говорили, что добрались быстро…» — у нас разные начала пути. Во-вторых, читатель вовсе не обязательно читал первую книгу серии, поэтому для него надо повторить основные положения. Но за подробностями я все же предложу ему обратиться к книге «Возвращение Кая», здесь для них нет места. Остальных придется попросить смиренно потерпеть повторы, ну и вспомним заодно, все ли понято и принято. Основное внимание в этой книге обращено на выздоровление как путь, который начинает наркоман или алкоголик, еще находясь в употреблении.
Он делает первый шаг по этому пути тем, что рискует прекратить употребление вовсе, опираясь на помощь извне. Это всегда тяжелая работа, которая похожа на закладку фундамента при строительстве дома: трудно, грязно, жить в фундаменте нельзя, но без этой работы дом долго не простоит. Потом человек начинает систематически строить заново свою жизнь — или, точнее, восстанавливать подлинное в жизни, и строить недостающее, — для того, чтобы качество жизни так же систематически улучшалось. Для этого ему тоже нужна помощь. Это похоже на строительство самого дома, и там тоже есть разные периоды, и «грубого», «капитального» строительства, и «отделочных работ». Теперь в этом доме можно жить, и жить именно так, как ты построил, ты ведь лучше всех других знаешь, что тебе нужно. Но дело на этом не закончено: мы живем в доме, но его все-таки надо убирать, периодически ремонтировать, поддерживая хорошее состояние.
Если дом построен на совесть, это небольшая, очень творческая, текущая работа по улучшению качества жизни в нем. Если же в стенах дыры, и крыша течет, потолок надо будет красить каждый месяц и все равно будет неуютно. В точном соответствии с известной сказкой про трех поросят, бывает, что в твой надежный дом стучит, лязгая зубами от холода и страха, «брат по разуму», которому надо согреться. Мы ему поможем, конечно, а потом, придя в себя, он начнет с нашей помощью перестраивать свой плохо построенный «дом» — выздоровление. Вместо нас никто наше выздоровление не создаст. Мы — и авторы проекта, и прорабы, и рабочие. Никто не знает, что нам нужно, и чужие советы очень трудно принимать. Но без помощи нам не справиться. В одиночку построить дом нельзя. Даже если все основные решения в этом доме — ваши, разве вы сами пилили лес? Ковали инструменты? Разве у вас не было других домов, посмотрев, или даже изучив которые, вы поняли, что вы хотите сделать для себя? Поэтому нужна помощь извне, и одновременно нужна ваша, только ваша ответственность за ваше выздоровление — вот ключевые понятия этого пути. На моих глазах за эти годы такое выздоровление построили много очень разных людей. Этот опыт трепетно передается от человека к человеку в группах, в спонсорской помощи, в консультировании… Но не только. Выздоровление оказывается нашим общим делом, мы трудимся не в пустоте, а в среде выздоравливающих людей, очень сердечных и честных в желании помочь. Из множества индивидуальных «проектов» складывается «идея выздоровления», как платоновские идеи вещей, не просто обобщающая частные события, но представляющая идею, суть того, что именно есть выздоровление.
Слово, отражающее суть явления: приставка «вы-», означающая выход откуда-то, изменение положения в пространстве жизни, будто оттолкнулся человек от того, что было; и корень, главная часть слова «-здоров-», означающая нормальное, подлинное состояние человека, в высшем смысле естественное для него, ради которого он и создан; и суффиксы и окончание «-ление», означающее процесс, продолженное действие, а не акцию. Поэтому на обычно задаваемый вопрос: можно ли наконец выздороветь, или только выздоравливать всю жизнь, так и не достигая цели, есть простой ответ. Нет, невозможно остаться здоровым, постоянно не поддерживая свое состояние — как невозможно наконец построить дом, и больше никогда в нем не убираться и не ремонтировать его. Это процесс, это длительность. Но это и жизнь, она ведь тоже процесс, мы дышим, едим, думаем, чувствуем всю жизнь, вам ведь не приходит в голову наконец «достигнуть цели и остановиться» во всем этом? Тогда эта цель станет смертью. Нет, наша цель — жизнь, как процесс. Более того, это так хорошо, так хочется чувствовать, дышать, жить. Выздоровление — процесс и трудный, и радостный одновременно. Выздоровление отличается от простого воздержания от употребления, к которому нас часто зовут родственники и врачи, качеством жизни. Воздержание нередко бывает просто терпением, и мучительным. «Ремиссия», как его иногда называют вслед за медиками, обозначающими этим словом ослабление болезненных проявлений из-за остановки в развитии хронической болезни или перехода ее в неактивную фазу. Болезнь остается, но не так видна…
Выздоровление, переход от болезни к здоровью — качественно другой процесс, потому и жизнь выздоравливающего человека гораздо лучше. Нам надо всегда помнить: как чистота в доме — неестественное явление, возникшее потому, что мы поддерживаем чистоту, так и наше благополучие выздоровления есть результат направленных больших усилий. Если мы решим, что «теперь у нас есть дела поважнее», наша зависимость, «связанная» выздоровлением, «развяжется», и пойдет творить свои черные дела. В этом смысле мы наркоманы и алкоголики навсегда. Да, мы выздоравливаем и живем полной, разнообразной жизнью, у нас есть семьи, дети, работа, удовольствия. Но мы помним, что от прежнего ада нас отделяет только один укол или одна рюмка. Более того, от простого «терпения» в воздержании нас отделяет неприметная грань прекращения этих усилий движения по пути выздоровления.
Этот «велосипед» стоит прямо, пока движется. Выздоровление — необыкновенно интересное дело. Это совсем другая жизнь, иная, чем та, что была раньше, которая вряд ли осознавалась как путь. Я очень счастливый человек, сделавший своей профессией помощь людям в этом деле, и мне очень хочется рассказать вам то, что я знаю о том, как этот путь устроен. Конечно, это мой собственный взгляд на вещи, и я не претендую на абсолютную полноту и правоту. Но я все-таки постараюсь изложить то, как я понимаю «идею» выздоровления, и удивительные совпадения с мнениями совершенно иных, духовно более опытных людей, говорят мне о том, что мы видим суть явления в его значимых элементах. Появляются закономерности. Я с изумлением смотрю на красоту этих законов и понимаю, что они давно известны, но мы только так, через свой пот и кровь, смогли это понять и принять. По этим законам и надо жить. Конечно, я основываюсь не только на личном опыте. Это опыт многих моих пациентов и друзей. Это опыт выздоравливающих людей, передаваемый ими лично на занятиях в группах или в книгах. Это экспертиза тех, кто учил меня по-Я могать наркоманам и алкоголикам. Это и опыт духовно выздоравливающих людей, выходящих из «страны далече», страны греха в духовное здоровье. Это просто опыт многих мудрых людей, которые что-то важное знают про жизнь. Все они — мои учителя.
Они не отвечают за мои ошибки и непонимание, но именно им я благодарна за то, что могу сегодня вам рассказать про выздоровление. Многих из них я по соображениям конфиденциальности не могу назвать по имени: наркомания и алкоголизм в нашей стране еще остаются ярлыками, нередко зависимость наказуема вплоть до тюрьмы. Во всех случаях, когда это может повредить им или кому-то другому, имена и обстоятельства изменены, чтобы нельзя было установить конкретных людей. Если вы знаете эти истории сами, конечно, вы узнаете себя или своих близких знакомых, несмотря на изменения, тут уж ничего не поделаешь. Но для вас это безопасно. Во всех случаях, когда я пишу о Программе «12 шагов», я выражаю свое собственное мнение о ее содержании, никак не говоря от имени Сообществ Анонимных Алкоголиков или Анонимных Наркоманов, в которых родилась и работает эта Программа.
Ключом к моему понимаю выздоровления является то, что я православный человек, и опыт осмыслялся мною именно с этих позиций. Я с радостью делюсь своими представлениями со всеми, кто этого хочет, но я стараюсь не навязывать их, надеюсь, что мне удалось удержаться от этого. Я не думаю, что моя вера ограничивает круг людей, которые меня хорошо понимают. Во-первых, как известно, неверующих людей нет, и потому вера и убеждения человека непременно вносят вклад в его позиции по важнейшим жизненным проблемам. «Нейтрального» консультанта, психолога, «духовного человека» не существует. Во-вторых, в моем опыте меня хорошо понимали многие люди, которые никак не могли причислить себя к православным (что иллюстрирует фразу «душа по природе христианка»1)- Мне хочется в самом начале определить это как основу того, как я вижу мир и выздоровление в нем. Это как твердое основание и одновременно система координат, позволяющая нам точно выверять курс.
Поскольку я консультант и директор в реабилитационном центре «Зебра», который вот уже 10 лет помогает выздоравливать многим алкоголикам и наркоманам, я постаралась осмыслить здесь и свой профессиональный опыт, стремясь оставаться в рамках понятного всем языка и смысла. Поэтому книга, надеюсь, будет полезна и специалистам в реабилитации зависимых, но она не предназначена быть исчерпывающим тему руководством для консультантов и психологов. Моя задача — помочь наркоману и алкоголику в его выздоровлении. Конечно, книга неполна. Я не могу внятно изложить все, что я знаю, в рамках одного текста, есть еще плохо сформулированные вещи, и, наконец, я все время учусь и стараюсь чуточку больше осознавать себя и жизнь. Поэтому я буду очень благодарна за дополнения и критику высказываний в этой книге, может быть, вы поможете мне сделать что-то лучше. Наконец, почему книга названа «Духовной жаждою томим…»? Пушкинский «Пророк», не слишком ли большая претензия, ну какие пророки наши выздоравливающие наркоманы и алкоголики? Пророки. Получив зависимость из-за рискованных игр с веществом, попав в эту ловушку, они проходят путь пушкинского пророка, осознавшего свою духовную жажду, от «трупа в пустыне», через осознавание жизни и себя в ней, принесенное ангелом, до исполнения воли Божьей в своей жизни, что есть выздоровление. И теперь они «глаголом жгут» сердца не только еще страдающих наркоманов и алкоголиков, но и всех людей, которым важно слушать про себя и свое путешествие по «пути» — у каждого из нас есть свое такое путешествие. Пророк — это свидетель, несущий в себе и возвещающий волю Божью, даже если это нелегко. Бывают пророки громогласные, на миллионы людей, а наши пророки тихие, не навязывающие себя никому, рассказывающие доверительно о своем выздоровлении один на один, и «имеющий уши» — слышит.
Савиной Е. А.