Савиной Е. А. «Духовной жаждою томим» (Выздоровление от алкоголизма и наркомании)

Книга ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ директора реабилитационного центра «Зебра» Екатерины Савиной раскрывает глубинные причины аддиктивного поведения людей: почему многие прибегают к наркотикам, алкоголю и т.п. Корнем подобных проблем часто становится внутренняя душевная пустота, неуверенность в себе и смысле своего существования, невозможность найти цель в жизни. Надеемся, что эта книга поможет ответить на вопросы, как, наконец, исцелиться, где и в ком найти опору, как обрести смысл собственной жизни и осознать внутренние проблемы своего «Я». Книга адресована клиническим психологам, социальным работникам, студентам профильных ВУЗов и тем, кто по тем или иным причинам столкнулся в жизни с заболеванием наркоманией.

ВВЕДЕНИЕ

Это вторая книга из серии, повествующей о зависимости от алкоголя и наркотиков — и о путях выздоровления от нее. Первая книга «Возвращение Кая» была подробным опи­санием зависимости как явления со всеми его аспектами: би­ологическим, психологическим, социальным и духовным. Немного было сказано и о семье алкоголика и наркомана. Но главная идея, которую мне хотелось донести до читателя — это факт, что выздоровление от зависимости существует, из­вестны пути к нему, и человек, совершающий усилия в дви­жении по этому пути, как правило, достигает успеха. Это мой жизненный опыт. В течение пятнадцати лет я зани­маюсь психологическим консультированием наркоманов и ал­коголиков, помогая им начать выздоравливать и укрепиться на этом пути. Это опыт сотен наших пациентов, и тысяч дру­гих, менее знакомых, но очевидно выздоравливающих нарко­манов и алкоголиков, вернувшихся из ада зависимости к нор­мальной сложной, но такой счастливой на самом деле жизни. Первая книга была описанием зависимости, и потому была адресована всем, кто хочет разобраться в том, что это такое: сами наркоманы и алкоголики; их близкие, жизнью своей участвующие в зависимости родного человека; вообще все те, кто искренне хочет понять это явление. Эта книга имеет совсем другую цель: я хочу рассказать наркоманам и алкоголикам про путь выздоровления.
Конечно, нам придется вспомнить основные позиции в опи­сании зависимости, в чем-то будут повторы, но без них нельзя: во-первых, надо сначала определиться, откуда мы идем, чтобы понять маршрут. Скажем, если вы собрались в Москву из Пе­тербурга, это 7 — 8 часов на машине по хорошей трассе. Но если начало нашего пути — остров в Баренцевом море, боюсь, потребуется побольше времени, да и вертолет. Глупо будет пла­кать: «а мне говорили, что добрались быстро…» — у нас разные начала пути. Во-вторых, читатель вовсе не обязательно читал первую книгу серии, поэтому для него надо повторить основ­ные положения. Но за подробностями я все же предложу ему обратиться к книге «Возвращение Кая», здесь для них нет ме­ста. Остальных придется попросить смиренно потерпеть повто­ры, ну и вспомним заодно, все ли понято и принято. Основное внимание в этой книге обращено на выздоровле­ние как путь, который начинает наркоман или алкоголик, еще находясь в употреблении.
Он делает первый шаг по этому пути тем, что рискует прекратить употребление вовсе, опираясь на помощь извне. Это всегда тяжелая работа, которая похожа на закладку фундамента при строительстве дома: трудно, грязно, жить в фундаменте нельзя, но без этой работы дом долго не простоит. Потом человек начинает систематически строить за­ново свою жизнь — или, точнее, восстанавливать подлинное в жизни, и строить недостающее, — для того, чтобы качество жизни так же систематически улучшалось. Для этого ему то­же нужна помощь. Это похоже на строительство самого дома, и там тоже есть разные периоды, и «грубого», «капитального» строительства, и «отделочных работ». Теперь в этом доме мож­но жить, и жить именно так, как ты построил, ты ведь лучше всех других знаешь, что тебе нужно. Но дело на этом не закон­чено: мы живем в доме, но его все-таки надо убирать, периоди­чески ремонтировать, поддерживая хорошее состояние.
Если дом построен на совесть, это небольшая, очень творческая, те­кущая работа по улучшению качества жизни в нем. Если же в стенах дыры, и крыша течет, потолок надо будет красить каж­дый месяц и все равно будет неуютно. В точном соответствии с известной сказкой про трех поросят, бывает, что в твой надеж­ный дом стучит, лязгая зубами от холода и страха, «брат по ра­зуму», которому надо согреться. Мы ему поможем, конечно, а потом, придя в себя, он начнет с нашей помощью перестраи­вать свой плохо построенный «дом» — выздоровление. Вместо нас никто наше выздоровление не создаст. Мы — и авторы проекта, и прорабы, и рабочие. Никто не знает, что нам нужно, и чужие советы очень трудно принимать. Но без помо­щи нам не справиться. В одиночку построить дом нельзя. Даже если все основные решения в этом доме — ваши, разве вы сами пилили лес? Ковали инструменты? Разве у вас не было других домов, посмотрев, или даже изучив которые, вы поняли, что вы хотите сделать для себя? Поэтому нужна помощь извне, и одновременно нужна ваша, только ваша ответственность за ваше выздоровление — вот ключевые понятия этого пути. На моих глазах за эти годы такое выздоровление постро­или много очень разных людей. Этот опыт трепетно переда­ется от человека к человеку в группах, в спонсорской помо­щи, в консультировании… Но не только. Выздоровление оказывается нашим общим делом, мы трудимся не в пусто­те, а в среде выздоравливающих людей, очень сердечных и честных в желании помочь. Из множества индивидуальных «проектов» складывается «идея выздоровления», как платоновские идеи вещей, не просто обобщающая частные события, но представляющая идею, суть того, что именно есть выздоровление.
Слово, отра­жающее суть явления: приставка «вы-», означающая выход откуда-то, изменение положения в пространстве жизни, буд­то оттолкнулся человек от того, что было; и корень, главная часть слова «-здоров-», означающая нормальное, подлинное состояние человека, в высшем смысле естественное для него, ради которого он и создан; и суффиксы и окончание «-ление», означающее процесс, продолженное действие, а не акцию. Поэтому на обычно задаваемый вопрос: можно ли нако­нец выздороветь, или только выздоравливать всю жизнь, так и не достигая цели, есть простой ответ. Нет, невозможно остаться здоровым, постоянно не поддерживая свое состоя­ние — как невозможно наконец построить дом, и больше ни­когда в нем не убираться и не ремонтировать его. Это про­цесс, это длительность. Но это и жизнь, она ведь тоже про­цесс, мы дышим, едим, думаем, чувствуем всю жизнь, вам ведь не приходит в голову наконец «достигнуть цели и оста­новиться» во всем этом? Тогда эта цель станет смертью. Нет, наша цель — жизнь, как процесс. Более того, это так хоро­шо, так хочется чувствовать, дышать, жить. Выздоровление — процесс и трудный, и радостный одновременно. Выздоровление отличается от простого воздержания от употребления, к которому нас часто зовут родственники и врачи, качеством жизни. Воздержание нередко бывает про­сто терпением, и мучительным. «Ремиссия», как его иногда называют вслед за медиками, обозначающими этим словом ослабление болезненных проявлений из-за остановки в разви­тии хронической болезни или перехода ее в неактивную фазу. Болезнь остается, но не так видна…
Выздоровление, переход от болезни к здоровью — качественно другой процесс, потому и жизнь выздоравливающего человека гораздо лучше. Нам надо всегда помнить: как чистота в доме — неестест­венное явление, возникшее потому, что мы поддерживаем чи­стоту, так и наше благополучие выздоровления есть резуль­тат направленных больших усилий. Если мы решим, что «те­перь у нас есть дела поважнее», наша зависимость, «связан­ная» выздоровлением, «развяжется», и пойдет творить свои черные дела. В этом смысле мы наркоманы и алкоголики на­всегда. Да, мы выздоравливаем и живем полной, разнообраз­ной жизнью, у нас есть семьи, дети, работа, удовольствия. Но мы помним, что от прежнего ада нас отделяет только один укол или одна рюмка. Более того, от простого «терпения» в воздержании нас отделяет неприметная грань прекращения этих усилий движения по пути выздоровления.
Этот «велоси­пед» стоит прямо, пока движется. Выздоровление — необыкновенно интересное дело. Это совсем другая жизнь, иная, чем та, что была раньше, которая вряд ли осознавалась как путь. Я очень счастливый человек, сделавший своей профессией помощь людям в этом деле, и мне очень хочется рассказать вам то, что я знаю о том, как этот путь устроен. Конечно, это мой собственный взгляд на вещи, и я не претендую на абсолютную полноту и правоту. Но я все-таки постараюсь изложить то, как я понимаю «идею» выздоровления, и удивительные совпадения с мнениями со­вершенно иных, духовно более опытных людей, говорят мне о том, что мы видим суть явления в его значимых элементах. Появляются закономерности. Я с изумлением смотрю на кра­соту этих законов и понимаю, что они давно известны, но мы только так, через свой пот и кровь, смогли это понять и при­нять. По этим законам и надо жить. Конечно, я основываюсь не только на личном опыте. Это опыт многих моих пациентов и друзей. Это опыт выздорав­ливающих людей, передаваемый ими лично на занятиях в группах или в книгах. Это экспертиза тех, кто учил меня по-Я могать наркоманам и алкоголикам. Это и опыт духовно вы­здоравливающих людей, выходящих из «страны далече», страны греха в духовное здоровье. Это просто опыт многих мудрых людей, которые что-то важное знают про жизнь. Все они — мои учителя.
Они не отвечают за мои ошибки и непонимание, но именно им я благодарна за то, что могу се­годня вам рассказать про выздоровление. Многих из них я по соображениям конфиденциальности не могу назвать по имени: наркомания и алкоголизм в нашей стране еще остаются ярлыками, нередко зависимость наказу­ема вплоть до тюрьмы. Во всех случаях, когда это может по­вредить им или кому-то другому, имена и обстоятельства из­менены, чтобы нельзя было установить конкретных людей. Если вы знаете эти истории сами, конечно, вы узнаете себя или своих близких знакомых, несмотря на изменения, тут уж ничего не поделаешь. Но для вас это безопасно. Во всех случа­ях, когда я пишу о Программе «12 шагов», я выражаю свое собственное мнение о ее содержании, никак не говоря от име­ни Сообществ Анонимных Алкоголиков или Анонимных Наркоманов, в которых родилась и работает эта Программа.
Ключом к моему понимаю выздоровления является то, что я православный человек, и опыт осмыслялся мною имен­но с этих позиций. Я с радостью делюсь своими представлени­ями со всеми, кто этого хочет, но я стараюсь не навязывать их, надеюсь, что мне удалось удержаться от этого. Я не ду­маю, что моя вера ограничивает круг людей, которые меня хорошо понимают. Во-первых, как известно, неверующих людей нет, и потому вера и убеждения человека непременно вносят вклад в его позиции по важнейшим жизненным про­блемам. «Нейтрального» консультанта, психолога, «духов­ного человека» не существует. Во-вторых, в моем опыте меня хорошо понимали многие люди, которые никак не могли при­числить себя к православным (что иллюстрирует фразу «ду­ша по природе христианка»1)- Мне хочется в самом начале оп­ределить это как основу того, как я вижу мир и выздоровле­ние в нем. Это как твердое основание и одновременно система координат, позволяющая нам точно выверять курс.

Поскольку я консультант и директор в реабилитационном центре «Зебра», который вот уже 10 лет помогает выздоравли­вать многим алкоголикам и наркоманам, я постаралась осмыс­лить здесь и свой профессиональный опыт, стремясь оставать­ся в рамках понятного всем языка и смысла. Поэтому книга, надеюсь, будет полезна и специалистам в реабилитации зави­симых, но она не предназначена быть исчерпывающим тему руководством для консультантов и психологов. Моя задача — помочь наркоману и алкоголику в его выздоровлении. Конечно, книга неполна. Я не могу внятно изложить все, что я знаю, в рамках одного текста, есть еще плохо сформули­рованные вещи, и, наконец, я все время учусь и стараюсь чу­точку больше осознавать себя и жизнь. Поэтому я буду очень благодарна за дополнения и критику высказываний в этой книге, может быть, вы поможете мне сделать что-то лучше. Наконец, почему книга названа «Духовной жаждою то­мим…»? Пушкинский «Пророк», не слишком ли большая претензия, ну какие пророки наши выздоравливающие нар­команы и алкоголики? Пророки. Получив зависимость из-за рискованных игр с веществом, попав в эту ловушку, они проходят путь пушкинского пророка, осознавшего свою ду­ховную жажду, от «трупа в пустыне», через осознавание жизни и себя в ней, принесенное ангелом, до исполнения во­ли Божьей в своей жизни, что есть выздоровление. И теперь они «глаголом жгут» сердца не только еще страдающих нар­команов и алкоголиков, но и всех людей, которым важно слушать про себя и свое путешествие по «пути» — у каждо­го из нас есть свое такое путешествие. Пророк — это свиде­тель, несущий в себе и возвещающий волю Божью, даже ес­ли это нелегко. Бывают пророки громогласные, на миллио­ны людей, а наши пророки тихие, не навязывающие себя никому, рассказывающие доверительно о своем выздоров­лении один на один, и «имеющий уши» — слышит.

Савиной Е. А.

Similar Articles

С. Н. Зайцев ... Брошюра «Зеркало для курильщика» представляет собой вариант библиопсихотерапии (лечение печатным словом). Предназначена для использования в качестве основного метода лечения легких форм синдрома зависимости от табака или для
Горский — П... Путь выздоровления: план действий для предотвращения срыва Автор: Теренс Т. Горски ВВЕДЕНИЕ. В течение семнадцати лет, работая консультантом по химической зависимости, я наблюдал борьбу многих людей, которые
Психологичес... Ениколопов С.Н., Умняшкина Д.А. / Вопросы психологии. 2007. № 3. С. 82-98.   В последние годы стало очевидным существование в России проблемы азартной игры, или гемблинга (от
Вторичные соц... Статья про  социальные потребности, которые удовлетворяет зависимость (принадлежность, автономия, признание, близость, агрессия, снятие ответственности, занятость). Показывается важность учета этих вторичных выгод в программах лечения алкоголизма, наркомании, игромании.
Веноно Джонсо... Вы беретесь за эту книгу, так как подозреваете, что некто, чья жизнь вам небезразлична, попал в химическую зависимость. Возможно, этот некто — ваш супруг или ребенок, родитель
Богдан Т. Воро... Книга рассчитана как на специалистов в области химической зависимости, так и на более широкий круг читателей. Ее автор доктор медицинских наук Богдан Т. Воронович, директор Центра терапии
Программа кон... Предварительная программа первой международной междисциплинарной конференции PRACTICAL ADDICTOLOGY 2020 Подробная информация и форма регистрации по ссылке: http://www.uipa.com.ua/practical-addictology-2020/               Внимание!!! В программу могут
Как правильно... Как правильно выбрать стационарный центр лечения наркомании, алкоголизма, игромании   Лечение наркомании, алкоголизма, игромании и других зависимостей – это сложный, многоэтапный и комплексный процесс. Начинаться он может,
Построение те... Теоретико-практический семинар Построение терапевтического контакта с зависимыми и созависимыми клиентами Киев, 30.11.2018   Описание: Главным фактором успеха любой консультативной и психотерапевтической работы является прочный рабочий альянс с
Игровая завис... С.И. Ворошилин / Суицидология. 2011. Т. 2. № 3 (4). С. 26-36. Контактная информация: Ворошилин Сергей Иванович – e-mail: voros04@gmail.com Патологическое пристрастие к азартным играм в популяции встречается от 1,4 до

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *