Этический кодекс консультанта по химическим зависимостям

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КОНСУЛЬТАНТА ПО ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Рекомендовано дивизионом «Аддиктология» Национальной психологической ассоциации Украины к обязательному соблюдению в реабилитационных, наркологических и других аналогичных учреждениях.

 Оригинальный украинский текст: ссылка

Видео презентации этического кодекса:

Консультант по химической зависимости – это сотрудник реабилитационного и наркологического центра (или аналогичного учреждения), имеющий соответствующую профессиональную подготовку в сфере консультирования зависимых клиентов (но может не иметь специализированного профессионального высшего образования).

Чаще всего консультанты по химической зависимости имеют в прошлом собственный опыт зависимости и выздоровления от нее, но при этом для работы консультантом по химической зависимости срок абсолютного воздержания от приема любых психоактивных веществ должен быть не менее 1 год.

Консультант по химической зависимости является младшим и вспомогательным персоналом в психотерапевтическом составе реабилитационного центра. Консультант по химической зависимости не может применять методы психологического и психотерапевтического воздействия, но может, в пределах своей компетенции, предоставлять эмоциональную поддержку, проводить информационную работу, помогать развивать компетенции здорового образа жизни, обучать навыкам поддержания трезвости и самопомощи при кризисных состояниях (то есть проводит коучинговую и тренерскую работу, которая помогает клиенту сформировать компетенции здорового трезвой жизни).

Этика является той главной базой, на которой строится вся остальная работа любой помогающей профессии, в том числе и консультанта по химической зависимости. Консультант, который не понимает этических принципов и не строит на их основе свою практику, не может считаться специалистом.

Главными этическими принципами помогающих специалистов, на которых строится вся остальная этическая система, являются четыре принципа биомедицинской этики:

А.) Минимизация вреда («не навреди»): специалист должен обдумывать возможные негативные последствия своей работы и строить ее таким образом, чтобы исключить или хотя бы минимизировать возможный вред для клиента.

Б.) Благодеяние («приношения благо»): специалист работает только на благо своего клиента и при построении целей и планов своей работы обязательно соотносит их с объективным улучшением социальной и психологической жизни клиента (обязательно учитывая его индивидуальность), и с повышением его субъективного ощущения счастья.

В.) Автономия: невозможно помогать клиенту без его желания, любая работа по помощи является договорной, при нежелании клиента осуществлять те или иные изменения консультант может использовать только мотивационные интервенции.

Г.) Справедливость: клиент не используется для каких-либо других выгод (кроме явно оговоренных в контракте и трудовом договоре с центром) финансового, трудового, психологического, социального и иного характера.

Еще одним этическими принципом, на котором строится «техника» консультативной работы, является принцип безусловного уважения к клиенту, его достоинствам, правам и свободам, безусловного принятия и безоценочного отношение к его личности.

На этих пяти главных и универсальных этических принципах (минимизации вреда, благодеяния, автономии, справедливости, уважения) и построена вся остальная этическая система работы консультанта по химической зависимости.

 

Этические принципы работы консультанта по химической зависимости

Основными характеристиками этического поведения консультанта по химической зависимости является доброжелательные, искренние, правдивые отношения с клиентом; учет ценностей, жизненных принципов, особенностей личности клиента; строгое соблюдение договорных обязательств; разграничение личных и профессиональных отношений с клиентом; предупреждения и недопущения конфликтов; внимательный учет реакции клиента на действия консультанта, налаживание постоянной обратной связи; терпимое отношение к негативному поведению клиента; недопущение формализма, установление положительных эмоциональных отношений. Консультант при этом в своей работе должен придерживаться следующих этических принципов:

 

  1. Уважение. Уважение ценности и особенностей личности, достоинства, прав и свобод клиента. Консультант с одинаковым уважением должен относиться к людям, независимо от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной субкультуре, этноса и расы, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, возможностей, болезней, а также его поступков в употреблении, морального регресса, особенностей личности, ограничений. Консультант избегает деятельности, которая может привести к дискриминации клиента. Консультант сохраняет доброжелательное отношение к клиенту, признает его право на негативное поведение, следит за своими эмоциональными реакциями. Консультант придерживается принципов безусловного принятия и безоценочного отношения к личности клиента. Консультант проявляет уважение к клиенту, общается с ним без осуждения. Консультант должен быть доступным, открытым и внимательным по отношению к клиентам.
  2. Контрактность. Выздоровление от зависимости – это добровольный процесс со взаимными договоренностями. Необходимо давать клиенту полную информацию о процессе выздоровления в центре, обсуждать с ним цели работы, правила и рамки, и все изменения в процессе реабилитации. Также необходимо помнить, что выздоровление – это процесс ведения клиента к цели, обусловленной и установленной вместе с ним.
  3. Безопасность. Консультант обязан предупреждать нанесение вреда клиенту и максимально минимизировать его. Консультанту следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью, психологическому и социальному положению клиента и связанных с ним лиц. При этом необходимо уделять внимание взаимодействию с родственниками клиента.
  4. Законность. Работа консультанта по химической зависимости должна соответствовать действующему законодательству и правовым нормам государства. Консультант должен быть ознакомлен с соответствующими правовыми актами, относящимся к его работе (Основы законодательства Украины о здравоохранении, законы Украины «О психиатрической помощи», «О социальных услугах», «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими», приказ МЗ Украины №199 «Об утверждении Порядка применения методов психологического и психотерапевтического воздействия») и неукоснительно соблюдать их.
  5. Профессионализм. В своем образовании консультант должен получить следующие общие профессиональные компетенции: базовые навыки психологического консультирования (активное слушание), навыки мотивационного консультирования (что включает в себя методику мотивационного интервьюирования), достаточную информацию о био-психо-социальной природе зависимости и навыки донесения этой информации клиентам, методики профилактики рецидива, методики самопомощи при стрессовых состояниях. Консультант должен также досконально разбираться в философии программы центра, где он работает, и быть достаточно образованным в альтернативных программах. Консультант должен регулярно проходить супервизию у старших коллег и посещать интервизионные группы. Консультант должен постоянно профессионально развиваться, посещая соответствующие обучающие тренинги, читая профессиональную литературу, просматривая видеоматериалы и др., и делать все возможное для повышения компетенции своей работы и снижения рисков для клиентов. Также консультант должен четко понимать пределы своей компетенции: не использовать техники психологического и психотерапевтического воздействия, такие как гипноз, регрессивные методики, арт-терапию, работу с убеждениями, психодраму, техники групповой динамики, техники визуализации, телесную терапию, не ставить диагнозы и др. Консультант имеет право на информационную работу, эмоциональную поддержку, работу с дневниками планирования и самоанализа, проверку тетрадей выздоровления, проведение групп взаимопомощи, проведение базовых техник релаксации, обучение техникам самопомощи при аддиктивном влечении, делиться собственным опытом выздоровления, обучать техникам лайф-коучинга, обучать принципам программ самопомощи при зависимостях (например, «12 шагов»). Консультант должен использовать все эти навыки только после обучения и проработки под супервизией более компетентных специалистов. При возникновении ситуаций с клиентом, решение которых не входит в компетенцию консультанта, или возникновении сложных вопросов, консультант должен перенаправить клиента к более компетентных специалистам (руководителю центра, психологу, психотерапевту, психиатру и наркологу). Консультант должен быть частью единой команды, придерживаться общей терапевтической стратегии центра, не обсуждать действия других специалистов с клиентами, а все недоразумения, предложения к изменениям и другие вопросы решать на рабочих собраниях.
  6. Отсутствие насилия и эксплуатации. Консультант не имеет права применять в отношении клиентов любые средства физического, психологического и сексуального насилия или давления, и должен защищать клиентов от психологических и физических травм в процессе нахождения в центре. Консультант не имеет права эксплуатировать клиентов для достижения своих личных целей (финансовых, моральных, психологических и других). Также консультант не должен решать свои личные проблемы за счет центра, его клиентов и сотрудников, и не использовать имущество центра для достижения личных целей и удовлетворения собственных потребностей.
  7. Гибкость и индивидуальный подход. При работе с клиентами консультант должен проявлять гибкость и практиковать индивидуальный подход с учетом психологического состояния клиента, его интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, возможностей клиентов с психическими и физическими ограничениями и других индивидуальных особенностей. Консультант не должен «навязывать диагноз» зависимости клиенту, давая ему собственный выбор. Консультант также не должен навязывать принципы программы центра, используя принцип привлекательности, а не давления.
  8. Отсутствие двойных и личностных отношений. В момент прохождения реабилитации консультант должен избегать любых двойственных отношений с клиентами центра. Хотя контакт консультанта с клиентом может быть более открытым и дружественным, чем контакт психолога или психотерапевта, однако консультант должен помнить о первоочередности своей профессиональной роли и не вступать с клиентом в личностные отношения (что включает в себя отсутствие интимных отношений, личностных конфликтов, денежных и товарно-трудовых отношений, принятие подарков, обсуждения сотрудников и других клиентов, азартных игр, общих секретов, соглашений и пари и др.).
  9. Профессиональное поведение и коммуникация. Консультант в своей коммуникации с клиентами должен придерживаться профессиональных и культуральных норм: не втягиваться в провокационные разговоры, не использовать ненормативную лексику, не позволять себе повышать голос, не проявлять обесценивания и др. Внешний вид консультанта должен быть достаточно опрятным, не вызывающим и соответствовать его профессиональному статусу. Консультант должен помнить, что он своим поведением, коммуникацией и внешним видом подает клиентам пример здоровой трезвой жизни.
  10. Конфиденциальность. Консультант обязан заботиться о сохранении анонимности личности клиента и конфиденциальности полученной от него информации за пределами центра, в том числе при хранении, составлении и использовании истории болезни, в любой форме.
  11. Результативность. Консультант должен понимать, что единственная цель работы центра – это благо клиента (положительные изменения в психологическом состоянии и жизни клиента). Любая программа выздоровления, которая при этом используется, является лишь одним из средств для достижения этой цели, а не самоцелью как таковой.
  12. Личностная психотерапия. Консультант должен проходить свою личностную психотерапию, работая с психологом или психотерапевтом (в индивидуальной или групповой форме). Выздоровление в программе взаимопомощи (например, прохождение программы «12 шагов») не является заменой личной психотерапии.

Принят на заседании дивизиона “Аддиктология” НПА Украины 07.10.2020

Рабочая группа по разработке ЭК: Валентина Мурнина (глава рабочей группы), Виктория Олейник, Денис Багдай, Денис Старков

Similar Articles

Похмелье или ... Похмелье или абстинентный синдром Что такое абстинентный синдром или синдром отмены (похмелье, бодун) и его различие с постинтоксикацией. Различие асбстинентного синдрома и помлелья. Уровни тяжести абстинентного синдрома.
Коучинговый п... Украинский институт практической аддиктологии приглашает на теоретико-практический семинар “Коучинговый подход в работе с зависимостями” Киев, 13.12.2019 Тренер: Денис Старков, практический психолог, мастер социальной работы, обучающий тренер и супервизор УИПА
Актуальные во... Трифонова Е.А., Яровинская А.В. / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 8. С. 375-379. Аннотация Теоретический обзор посвящен проблеме изучения алкогольной анозогнозии в свете общепризнанной необходимости повышения эффективности
Психотерапия ...   Теоретико-практический семинар “Психотерапия гэмблинга” Киев, 13-14.04.2019 Тренер: Денис Старков, практический психолог, мастер социальной работы, обучающий тренер УИПА, UNRATA www.starkov.kiev.ua Описание:  Семинар посвящен принципам построения индивидуальной психотерапии
Как избавитьс... Авторы: Timothy W. Fong, доктор медицины Richard J. Rosenthal, доктор медицины Разработано: Программой Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles, UCLA) по изучению игорной зависимости
Савиной Е. А. &... Книга ДУХОВНОЙ ЖАЖДОЮ ТОМИМ директора реабилитационного центра “Зебра” Екатерины Савиной раскрывает глубинные причины аддиктивного поведения людей: почему многие прибегают к наркотикам, алкоголю и т.п. Корнем подобных проблем
Обзор моделей... Теоретико-практический семинар Обзор моделей реабилитации зависимостей Киев, 19.04.2019 Тренер: Денис Старков, практический психолог, мастер социальной работы, обучающий тренер УИПА, UNRATA www.starkov.kiev.ua   Описание: Исследования показывают, что не
Виды отрицани... Украинский институт практической аддиктологии приглашает на теоретико-практический семинар “Виды отрицания и способы работы с ними” Киев, 13.09.2019 Тренер: Денис Старков, практический психолог, мастер социальной работы, обучающий тренер и супервизор
Часто задавав... FAQ (Часто задваваемые вопросы) про амбулаторные программы терапии зависимостей Украинского института практической аддиктологии. 1.  Какая ваша эффективность? Эффективность амбулаторных программ, для людей, способных самостоятельно на некоторое время отказаться
Петр Дмитриев... Слабости, пристрастия, дурные привычки – каждому из нас есть что за собой вспомнить. При этом, мы уверены, что по-настоящему болезненную зависимость вызывают лишь наркотики, алкоголь или азартные

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *