Этический кодекс консультанта по химическим зависимостям

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС КОНСУЛЬТАНТА ПО ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Рекомендовано дивизионом «Аддиктология» Национальной психологической ассоциации Украины к обязательному соблюдению в реабилитационных, наркологических и других аналогичных учреждениях.

 Оригинальный украинский текст: ссылка

Видео презентации этического кодекса:

Консультант по химической зависимости – это сотрудник реабилитационного и наркологического центра (или аналогичного учреждения), имеющий соответствующую профессиональную подготовку в сфере консультирования зависимых клиентов (но может не иметь специализированного профессионального высшего образования).

Чаще всего консультанты по химической зависимости имеют в прошлом собственный опыт зависимости и выздоровления от нее, но при этом для работы консультантом по химической зависимости срок абсолютного воздержания от приема любых психоактивных веществ должен быть не менее 1 год.

Консультант по химической зависимости является младшим и вспомогательным персоналом в психотерапевтическом составе реабилитационного центра. Консультант по химической зависимости не может применять методы психологического и психотерапевтического воздействия, но может, в пределах своей компетенции, предоставлять эмоциональную поддержку, проводить информационную работу, помогать развивать компетенции здорового образа жизни, обучать навыкам поддержания трезвости и самопомощи при кризисных состояниях (то есть проводит коучинговую и тренерскую работу, которая помогает клиенту сформировать компетенции здорового трезвой жизни).

Этика является той главной базой, на которой строится вся остальная работа любой помогающей профессии, в том числе и консультанта по химической зависимости. Консультант, который не понимает этических принципов и не строит на их основе свою практику, не может считаться специалистом.

Главными этическими принципами помогающих специалистов, на которых строится вся остальная этическая система, являются четыре принципа биомедицинской этики:

А.) Минимизация вреда («не навреди»): специалист должен обдумывать возможные негативные последствия своей работы и строить ее таким образом, чтобы исключить или хотя бы минимизировать возможный вред для клиента.

Б.) Благодеяние («приношения благо»): специалист работает только на благо своего клиента и при построении целей и планов своей работы обязательно соотносит их с объективным улучшением социальной и психологической жизни клиента (обязательно учитывая его индивидуальность), и с повышением его субъективного ощущения счастья.

В.) Автономия: невозможно помогать клиенту без его желания, любая работа по помощи является договорной, при нежелании клиента осуществлять те или иные изменения консультант может использовать только мотивационные интервенции.

Г.) Справедливость: клиент не используется для каких-либо других выгод (кроме явно оговоренных в контракте и трудовом договоре с центром) финансового, трудового, психологического, социального и иного характера.

Еще одним этическими принципом, на котором строится «техника» консультативной работы, является принцип безусловного уважения к клиенту, его достоинствам, правам и свободам, безусловного принятия и безоценочного отношение к его личности.

На этих пяти главных и универсальных этических принципах (минимизации вреда, благодеяния, автономии, справедливости, уважения) и построена вся остальная этическая система работы консультанта по химической зависимости.

 

Этические принципы работы консультанта по химической зависимости

Основными характеристиками этического поведения консультанта по химической зависимости является доброжелательные, искренние, правдивые отношения с клиентом; учет ценностей, жизненных принципов, особенностей личности клиента; строгое соблюдение договорных обязательств; разграничение личных и профессиональных отношений с клиентом; предупреждения и недопущения конфликтов; внимательный учет реакции клиента на действия консультанта, налаживание постоянной обратной связи; терпимое отношение к негативному поведению клиента; недопущение формализма, установление положительных эмоциональных отношений. Консультант при этом в своей работе должен придерживаться следующих этических принципов:

 

  1. Уважение. Уважение ценности и особенностей личности, достоинства, прав и свобод клиента. Консультант с одинаковым уважением должен относиться к людям, независимо от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной субкультуре, этноса и расы, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, возможностей, болезней, а также его поступков в употреблении, морального регресса, особенностей личности, ограничений. Консультант избегает деятельности, которая может привести к дискриминации клиента. Консультант сохраняет доброжелательное отношение к клиенту, признает его право на негативное поведение, следит за своими эмоциональными реакциями. Консультант придерживается принципов безусловного принятия и безоценочного отношения к личности клиента. Консультант проявляет уважение к клиенту, общается с ним без осуждения. Консультант должен быть доступным, открытым и внимательным по отношению к клиентам.
  2. Контрактность. Выздоровление от зависимости – это добровольный процесс со взаимными договоренностями. Необходимо давать клиенту полную информацию о процессе выздоровления в центре, обсуждать с ним цели работы, правила и рамки, и все изменения в процессе реабилитации. Также необходимо помнить, что выздоровление – это процесс ведения клиента к цели, обусловленной и установленной вместе с ним.
  3. Безопасность. Консультант обязан предупреждать нанесение вреда клиенту и максимально минимизировать его. Консультанту следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью, психологическому и социальному положению клиента и связанных с ним лиц. При этом необходимо уделять внимание взаимодействию с родственниками клиента.
  4. Законность. Работа консультанта по химической зависимости должна соответствовать действующему законодательству и правовым нормам государства. Консультант должен быть ознакомлен с соответствующими правовыми актами, относящимся к его работе (Основы законодательства Украины о здравоохранении, законы Украины «О психиатрической помощи», «О социальных услугах», «О мерах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и злоупотреблению ими», приказ МЗ Украины №199 «Об утверждении Порядка применения методов психологического и психотерапевтического воздействия») и неукоснительно соблюдать их.
  5. Профессионализм. В своем образовании консультант должен получить следующие общие профессиональные компетенции: базовые навыки психологического консультирования (активное слушание), навыки мотивационного консультирования (что включает в себя методику мотивационного интервьюирования), достаточную информацию о био-психо-социальной природе зависимости и навыки донесения этой информации клиентам, методики профилактики рецидива, методики самопомощи при стрессовых состояниях. Консультант должен также досконально разбираться в философии программы центра, где он работает, и быть достаточно образованным в альтернативных программах. Консультант должен регулярно проходить супервизию у старших коллег и посещать интервизионные группы. Консультант должен постоянно профессионально развиваться, посещая соответствующие обучающие тренинги, читая профессиональную литературу, просматривая видеоматериалы и др., и делать все возможное для повышения компетенции своей работы и снижения рисков для клиентов. Также консультант должен четко понимать пределы своей компетенции: не использовать техники психологического и психотерапевтического воздействия, такие как гипноз, регрессивные методики, арт-терапию, работу с убеждениями, психодраму, техники групповой динамики, техники визуализации, телесную терапию, не ставить диагнозы и др. Консультант имеет право на информационную работу, эмоциональную поддержку, работу с дневниками планирования и самоанализа, проверку тетрадей выздоровления, проведение групп взаимопомощи, проведение базовых техник релаксации, обучение техникам самопомощи при аддиктивном влечении, делиться собственным опытом выздоровления, обучать техникам лайф-коучинга, обучать принципам программ самопомощи при зависимостях (например, «12 шагов»). Консультант должен использовать все эти навыки только после обучения и проработки под супервизией более компетентных специалистов. При возникновении ситуаций с клиентом, решение которых не входит в компетенцию консультанта, или возникновении сложных вопросов, консультант должен перенаправить клиента к более компетентных специалистам (руководителю центра, психологу, психотерапевту, психиатру и наркологу). Консультант должен быть частью единой команды, придерживаться общей терапевтической стратегии центра, не обсуждать действия других специалистов с клиентами, а все недоразумения, предложения к изменениям и другие вопросы решать на рабочих собраниях.
  6. Отсутствие насилия и эксплуатации. Консультант не имеет права применять в отношении клиентов любые средства физического, психологического и сексуального насилия или давления, и должен защищать клиентов от психологических и физических травм в процессе нахождения в центре. Консультант не имеет права эксплуатировать клиентов для достижения своих личных целей (финансовых, моральных, психологических и других). Также консультант не должен решать свои личные проблемы за счет центра, его клиентов и сотрудников, и не использовать имущество центра для достижения личных целей и удовлетворения собственных потребностей.
  7. Гибкость и индивидуальный подход. При работе с клиентами консультант должен проявлять гибкость и практиковать индивидуальный подход с учетом психологического состояния клиента, его интеллектуальных способностей, ценностных ориентаций, возможностей клиентов с психическими и физическими ограничениями и других индивидуальных особенностей. Консультант не должен «навязывать диагноз» зависимости клиенту, давая ему собственный выбор. Консультант также не должен навязывать принципы программы центра, используя принцип привлекательности, а не давления.
  8. Отсутствие двойных и личностных отношений. В момент прохождения реабилитации консультант должен избегать любых двойственных отношений с клиентами центра. Хотя контакт консультанта с клиентом может быть более открытым и дружественным, чем контакт психолога или психотерапевта, однако консультант должен помнить о первоочередности своей профессиональной роли и не вступать с клиентом в личностные отношения (что включает в себя отсутствие интимных отношений, личностных конфликтов, денежных и товарно-трудовых отношений, принятие подарков, обсуждения сотрудников и других клиентов, азартных игр, общих секретов, соглашений и пари и др.).
  9. Профессиональное поведение и коммуникация. Консультант в своей коммуникации с клиентами должен придерживаться профессиональных и культуральных норм: не втягиваться в провокационные разговоры, не использовать ненормативную лексику, не позволять себе повышать голос, не проявлять обесценивания и др. Внешний вид консультанта должен быть достаточно опрятным, не вызывающим и соответствовать его профессиональному статусу. Консультант должен помнить, что он своим поведением, коммуникацией и внешним видом подает клиентам пример здоровой трезвой жизни.
  10. Конфиденциальность. Консультант обязан заботиться о сохранении анонимности личности клиента и конфиденциальности полученной от него информации за пределами центра, в том числе при хранении, составлении и использовании истории болезни, в любой форме.
  11. Результативность. Консультант должен понимать, что единственная цель работы центра – это благо клиента (положительные изменения в психологическом состоянии и жизни клиента). Любая программа выздоровления, которая при этом используется, является лишь одним из средств для достижения этой цели, а не самоцелью как таковой.
  12. Личностная психотерапия. Консультант должен проходить свою личностную психотерапию, работая с психологом или психотерапевтом (в индивидуальной или групповой форме). Выздоровление в программе взаимопомощи (например, прохождение программы «12 шагов») не является заменой личной психотерапии.

Принят на заседании дивизиона “Аддиктология” НПА Украины 07.10.2020

Рабочая группа по разработке ЭК: Валентина Мурнина (глава рабочей группы), Виктория Олейник, Денис Багдай, Денис Старков

Similar Articles

Активности вы... Что такое активности выздоровления в лечении алкоголизма, наркомании, игромании? Контракт на трезвость. Дневник чувств. Планирование-анализ дня. Активности выздоровления Активности выздоровление – это то, что человеку необходимо делать
Дневники само... Украинский институт практической аддиктологии  приглашает на теоретико-практический семинар “Дневники самоанализа в выздоровлении от зависимости” Киев, 15.11.2019 Тренер: Денис Старков, практический психолог, мастер социальной работы, обучающий тренер и супервизор
Деятельностн... Старков Д. Ю. Діяльнісний підхід до функціонування співзалежних відносин / Старков Д. Ю. // Актуальні проблеми психології : Збірник наукових праць Інституту психології імені Г.С. Костюка НАПН
Теоретически... Зобин М.Л. Теоретические модели аддиктивного влечения: связь с механизмами зависимости и лечением / Неврологический вестник, 2012. – т.44, №1. – с. 49-58 Источник elibrary.ru/item.asp?id=17348083 Другие статьи из раздела Научные статьи по
Черясова И. А. ... Определенные привычки называются вредными именно потому, что причиняют вред. Человек, страдающий патологической зависимостью, будь то пристрастие к табаку, алкоголю или азартным играм, наносит ущерб прежде всего самому
Работа с зави... Украинский институт практической аддиктологии приглашает на теоретико-практический семинар “Работа с зависимым мышлением” Киев, 11.10.2019 Тренер: Денис Старков, практический психолог, мастер социальной работы, обучающий тренер и супервизор УИПА
Сергей Зайцев... Самоучитель отказа от алкоголя «Мой алкоголизм» представляет собой вариант библиопсихотерапии (лечение печатным словом). Предназначена для лечения начальных форм болезни и профилактики алкоголизма, для формирования критичного отношения к
Веноно Джонсо... Вы беретесь за эту книгу, так как подозреваете, что некто, чья жизнь вам небезразлична, попал в химическую зависимость. Возможно, этот некто — ваш супруг или ребенок, родитель
Поддерживающ... Приглашаем желающих на еженельную онлайн группу поддержания трезвости от УИПА. Группа рассчина на людей с зависимостью, которые уже прекратили употребление (прошли реабилитацию, работают с психологом/психотерапевтом и т.д.),
Королев К. Ю. &#... Эта книга об алкогольном срыве, о том, что он из себя пред­ставляет и как его можно предотвратить. Срыв — сложный про­цесс, у него много аспектов, и чтобы

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *